Антон Элемосо о поиске «своей» профессии и преодолении карьерных трудностей

ИнтервьюРазвитие карьеры

Что делать, если вы понимаете, что потратили несколько лет жизни не на "свою" профессию? Как перестать бояться изменений? И почему подражание успешным людям - неправильная тактика? Рассказывает Антон Элемосо, директор по стратегии 3D Bioprinting Solutions
Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn
Facebook

Оглавление

Добро пожаловать в проект #людикоторыевдохновляют.

Мы создали его, чтобы рассказать вам о тех профессионалах, которые вдохновляют и мотивируют нас — своей успешной карьерой, достижениями и отношением к жизни. Поговорим о карьерном и личном развитии, трендах на рынке труда и о качествах, которые помогают достигать успеха. 

Наш новый гость — Антон Элемосо, директор по стратегии 3D Bioprinting Solutions.

Кто вы по образованию? Как попали в профессию, и как складывался ваш карьерный путь?

Я отношусь к категории людей, которые занимаются не совсем тем, к чему их готовило образование. Я окончил факультет фундаментальной медицины МГУ в 2007 году, затем пошёл в ординатуру и стажировался сначала по общей хирургии, потом по нейрохирургии. Это было моё первое соприкосновение с практической медициной, пока с минимальным уровнем ответственности, но с максимальным уровнем вовлечения. Именно в этот момент я начал задумываться, хочу ли на самом деле быть врачом.

На пятом курсе университета я дежурил в Склифе и ездил с нейрохирургом на консультации по разным больницам в Москве. Насмотрелся всякого и увидел, что бывает с пациентами, если врач – посредственный специалист и не любит свое дело. Мне очень не хотелось оказаться таким, оставаясь в профессии, просто потому что я уже потратил на это 8 лет жизни. И, конечно, хотелось самореализации – заниматься тем, что драйвит.

Это было непростое решение, учитывая, что на тот момент медицина представляла собой достаточно закрытый мир. После шести лет в институте мы знали, что существуют три дороги: медицина, научная карьера, работа медицинского представителя. Ни одна из этих опций меня не привлекала. О том, что полученные навыки можно применить в бизнесе, я даже не задумывался. Так что фраза «А что, так можно было?» сопровождает меня всю мою карьеру.

Мне было 25 лет, поначалу я вообще не понимал, что делать дальше, и в какой-то момент, что называется, «застрял». И тогда мне помогла моя мама, которая очень жёстко сказала: «Ты можешь метаться, сколько угодно. Но начни уже что-то делать!» Пинок подействовал, и я начал просто искать работу: сделал резюме — первое в своей жизни – и сходил больше, чем на 20 интервью на бизнес-вакансии. И в итоге согласился на управленческую позицию в небольшой клинике, которая располагалась где-то на Рублёвке, хотя это не было самое щедрое предложение с точки зрения заработной платы.

Это выглядело амбициозно: клиника нового формата, функционирующая на принципах доказательной медицины. Кроме того, у её основателя был схожий с моим карьерный трек: будучи врачом, он получил MBA в Гарварде и ушёл в бизнес. Его, кстати, тоже зовут Антон, и мы до сих пор общаемся.

Через некоторое время я понял, что получил базовый бизнес-опыт, но дальше хочу сделать какой-то скачок. И, опять оказавшись в ситуации неопределённости, абсолютно неосознанно начал проверять различные гипотезы, чтобы понять, что мне интересно. Я читал про разные сферы бизнеса и действительно тратил на это много времени. Чтобы на всё хватало энергии, я сместил приоритеты и полностью перестроил жизненный уклад: начал рано вставать, занимался спортом практически каждый день, перестал ходить в увеселительные заведения так часто, как до этого.

Однажды, читая статьи, я наткнулся на рейтинг лучших работодателей мира. Моё внимание привлекла компания BCG. Я зашёл на их сайт и увидел – что-то про консалтинг, многовариантное развитие, принятие в среду людей с разным опытом. Мне это показалось интересным. Продолжив гуглить, я послушал интервью Ермолая Солженицына – на тот момент руководителя московского офиса McKinsey. Он рассказывал о том, что такое консалтинг, как это работает, кто туда может прийти, и у меня возникло ощущение, что именно это я хочу попробовать следующим. Я позвонил своему бывшему руководителю Антону, который на тот момент работал в инвест-банке и пересекался с консультантами. Он поддержал меня в этом решении, и так произошёл переход в консалтинг.

Сейчас я директор по стратегии в биотехнологической компании, которая является, скорее, небольшим исследовательским центром, занимающимся технологией 3D биопечати. Моя задача – запустить на основе этих разработок коммерческие продукты.

Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы построить успешную карьеру?

Первое – необходимо сконцентрироваться на этом. Получается то, чему вы уделяете внимание. Для этого надо обеспечить себе базовый фундамент: качественный сон, спорт и работа, которая даёт некий финансовый комфорт, но не мешает продолжать поиски. Если вы чувствуете, что у вас есть какие-то психологические сложности, которые тормозят движение, значит, важно с ними разбираться: пойти к психологу или обратиться к коучу. Необходимо делать всё, что позволит вам двигаться вперёд с оптимальной скоростью.

А дальше – методично выдвигать и проверять гипотезы: возможно, я могу заниматься вот этим? Подумаем, что мне для этого нужно? Стоит пойти в компанию, которая этим занимается, и понять, действительно ли это то, что вам надо. В ситуации неопределённости нужно пробовать всё, к чему влечет. Люди делятся на тех, кто пытается, и тех, кто нет.

И есть ещё один важный момент. Оглядываясь назад, я понимаю, что подсознательно искал не просто работу как деятельность, которая мне нравится и будет приносить деньги. Я искал сообщество, среду, в которой мне будет комфортно, которая будет меня драйвить и питать человеческими отношениями, идеями, интересами. Надо найти свою среду, и она будет толкать тебя вперёд.

«В ситуации неопределённости нужно пробовать всё, к чему влечет. Люди делятся на тех, кто пытается, и тех, кто нет»

Ошибались ли вы в рамках своего профессионального пути? Как вы относитесь к ошибкам?

Ошибки можно разделить на две группы. Первые случаются по незнанию. Не очень опытный специалист делает что-то не совсем так, потому что не знает. Со мной такое происходило, и, справедливости ради, надо сказать, что я всегда был в среде, где окружающие относились с пониманием, пытались помочь, подсказать, как лучше поступить в следующий раз.

Ошибки второго типа полностью находятся в зоне моего влияния. Если я не совсем правильно расставил приоритеты, устал, выгорел и вместо того, чтобы восстановить силы, продолжаю плыть в этой колее, сшибая всё вокруг, это исключительно моя ответственность. У меня бывали кризисы, я плохо работал в эти периоды и получал заслуженную негативную обратную связь от руководителей или коллег. Лучший выход из кризиса происходил, когда я честно признавался себе, что дело во мне, понимал, что именно делаю не так, и менял подход.

Стоит ли говорить о своих неудачах на собеседовании?

Я считаю, что стоит. Пожалуй, не надо на собеседовании упоминать все обстоятельства, на фоне которых вы совершили ту или иную ошибку. Вряд ли работодателю интересно знать, что вас бросила девушка или навалилась депрессия.  Но вполне можно рассказать о выгорании, которое спровоцировало ту или иную проблему.

У меня такой подход: если я об этом рассказал, а работодатель посчитал, что ему такой сотрудник не нужен, значит, это не та организация, где я хочу работать. Я всегда хотел работать там, где об этом можно говорить, где люди свободно общаются и обсуждают такие вещи. И, к счастью, как мне кажется, сейчас таких организаций становится всё больше. Попадаются объявления о поиске, например, продакт-менеджера, и в ряду прочих условий упоминается о том, что руководитель ходит к психотерапевту и знает, что такое принципы ненасильственного общения. Я не могу себе представить такое 15 лет назад.

Расскажите про ваше самое сложное интервью. Как вы готовились? Какие советы вы дали бы тем, кто хочет попасть в компанию и готовится к интервью?

Это интервью при переходе в консалтинг. Но сложным было не само собеседование, а подготовка. 

Я четыре месяца готовился. Мне кажется, я так не готовился никогда в жизни, ни до, ни после, ни к чему вообще. Надо понимать масштаб проделанной работы: на момент начала подготовки я не знал, чем отличается выручка от прибыли. Понимания как работает экономика не было вообще.

Мне повезло – на одном из форумов, где общались люди, готовящиеся к интервью, я увидел пост консультанта, который уже получил 2 оффера: один в России, а другой в Бразилии. Он вернулся на несколько недель в Москву и предлагал поделиться своим опытом и помочь с подготовкой. Выслушав мою историю, он сказал, что самое важное для меня – объяснить, почему я с моим медицинским бэкграундом стремлюсь прийти туда, почему они должны меня взять и что я хочу извлечь для себя из этого. Он заставил меня письменно ответить на 10 основных вопросов, выучить текст и рассказывать ему по телефону до тех пор, пока ответы не отлетали от зубов. Я ему очень благодарен!

Есть ли у вас ментор или наставник, который помогает сориентироваться в бизнесе, карьере?

Мой бывший руководитель играл такую роль. Когда я не совсем понимал, куда двигаться, именно он мне помог. Но в данный момент у меня есть ощущение, что для движения дальше нужен ментор немножко из другой сферы, с другими подходами, и сейчас одна из самых актуальных задач для меня – поиск такого человека.

Есть ли среди предпринимателей или топ-менеджеров те, кто вдохновляет вас?

Я раньше всегда искал таких людей. Мне хотелось выбрать кого-то и сказать себе: «Делай, как он!» А сейчас я прихожу к выводу, что таким образом мозг ищет лёгкий ответ. И на самом деле нужно идти от себя, выстраивать собственный подход! Отдельные элементы можно брать у других в качестве гипотез для проверки.

Какую литературу вы бы посоветовали почитать и почему?​

За последнее время на меня сильное впечатление произвела книга, название которой на русский переводят как «Теория везения. Практическое пособие по повышению вашей удачливости». Автор – Скотт Адамс, создатель комиксов про офисные реалии.  Он описывает свой карьерный путь, излагает подход к собственному развитию, как профессиональному, так и личностному. Книга легко читается, в ней нет занудства и покровительственного тона, зато есть масса полезных советов. Я бы с удовольствием себе 25-летнему её закинул — читай и не вставай, пока не прочтёшь!

Как вы наполняетесь энергией? Как расслабляетесь?

Очень важно приводить к балансу периоды повышенной и пониженной энергии. А это значит, отдыхать до наступления момента, когда ты устал настолько, что тебе уже ничего не хочется.

Лучше не доводить себя до такого состояния. Для этого надо устраивать полезные чек-пойнты: найти время хотя бы раз в месяц сесть и задуматься «А что со мной вообще происходит?» Выписать в тетрадку мысли, которые вас беспокоят. Как мне кажется, это позволяет вовремя заметить, когда что-то идёт не так. И принять меры или, наоборот, расслабиться.

Главное, что даёт мне энергию, – это спорт. Я стараюсь ходить 2-3 раза в неделю в зал, и, в идеале, пару раз в неделю играть в футбол. Если я реже занимаюсь спортом, то чувствую, что хуже сплю, у меня меньше энергии, хуже настроение. Марафоны, кстати, я не бегаю. Я знаю, что это сейчас модная тема, но не очень люблю бег на длинные дистанции.

«Очень важно приводить к балансу периоды повышенной и пониженной энергии. А это значит – отдыхать до того, когда ты уже устал настолько, что тебе уже ничего не хочется»

А по жизни вы спринтер или марафонец?

Скорее, спринтер. Поэтому с операционной точки зрения мне тяжело дается рутинная деятельность в течение долгого периода времени. Чтобы мотивировать себя, мне нужно делить проекты на спринты, как сейчас принято в IT компаниях.

Людям, которым тяжело заниматься только чем-то одним, желательно иметь несколько таких спринтов в разных сферах жизни и планировать, в большей степени, в краткосрочном и среднесрочном горизонте. Тогда всё кажется гораздо интереснее. Не хочется произносить избитое слово «эджайл», но, по сути, речь идёт именно об этом.

Не стоит притворяться тем, кем ты не являешься, и пытаться делать вид, что ты марафонец. Окружающие должны об этом знать – не надо бояться говорить им правду.

Какие ближайшие профессиональные цели вдохновляют вас больше всего?

Мои профессиональные цели в ближайшем периоде можно разделить на 2 группы.

Что касается нашей компании, вдохновляющая меня цель – запустить отдельные бизнесы по продаже продуктов, основанных на наших технологиях. Один из таких продуктов — 3D фудпринтер, пищевыми пастами печатающий блюда интересных форм.

Такой прибор уже больше года стоит в одном из лучших ресторанов Москвы, который недавно, кстати, получил 2 звезды Michelin. На этом 3D фудпринтере в ресторане сейчас печатают кальмара из фасолевой пасты со вкусом морепродуктов.

Мы запускаем отдельный бизнес по продаже таких фудпринтеров и пищевых паст для них, будем поставлять их в супермаркеты, кофейни, кинотеатры. А в перспективе хотим сделать этот принтер домашним кухонным прибором. Я руковожу этим проектом, и моя цель — найти product market fit и довести проект до стадии привлечения инвестиций на масштабирование.

Кроме того, я бы хотел двигаться в сторону предпринимательства — запуска собственных проектов. Это одна из немногих сфер деятельности которая дает максимальные возможности по реализации собственного видения и управления своим временем.

Одно из моих ошибочных предположений заключалось в том, что должна быть либо работа, либо свой бизнес. Однако со временем я понял, что можно делать эти вещи параллельно, разумеется, до определенной стадии развития бизнеса.

При этом важно совмещать эти два вида деятельности так, чтобы у вас получалось успешно выполнять свои обязанности в найме. Для этого нужен отработанный процесс проверки гипотез, и умение эффективно тратить свободное от работы время и доводить идею до стадии, когда ты можешь сделать осознанный выбор, чему ты хочешь посвящать больше времени и в каком формате. Моя ближайшая цель — проверить пару интересных для меня идей в области ментального здоровья и спортивных технологий.

Как для вас выглядит успех?​

Я очень долго пытался это понять, но близкую мне мысль сформулировал другой человек — основатель компании Ecwid Руслан Фазлыев. Он написал, что человек счастлив, когда он часть сплоченной группы, будь то в мире или в войне. Группа может быть разной — для кого-то это страна, для кого-то — город, а для кого-то — комьюнити района, где они живут. Для меня успех — это, во-первых, найти своё сообщество, а во-вторых, приносить ему пользу, делая то, что тебя заряжает.

«Для меня успех — это, во-первых, найти своё сообщество, а во-вторых, приносить ему пользу, делая то, что тебя заряжает»

Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn
Facebook

обратная связь

Задайте вопросы, оставьте отзыв или выскажите предложения
Я отношусь к категории
Я хочу

спасибо

Ваше сообщение уже летит менеджменту компании Get experts

поговорим?

Мы с благодарностью относимся к вашим фидбэкам – они помогают нам становиться лучше.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем cookie согласно политике.