Добро пожаловать в проект #людикоторыевдохновляют.
Мы создали его, чтобы рассказать вам о тех профессионалах, которые вдохновляют и мотивируют нас — своей успешной карьерой, достижениями и отношением к жизни. Поговорим о карьерном и личном развитии, трендах на рынке труда и о качествах, которые помогают достигать успеха.
Наш новый гость — Дмитрий Гузун, вице-президент и управляющий директор по странам Центральной и Восточной Европы Kimberly Clark.
Кто вы по образованию? Как складывалась ваша карьера?
Я финансист, окончил Академию им. Плеханова, защитил диссертацию, затем получил степень МВА в области маркетинга и управления бизнесом. Сейчас, кстати, читаю лекции на кафедре предпринимательства в своей альма-матер и в Московской школе управления «Сколково».
Я начал свой карьерный путь в бухгалтерии компании Nestle – занимался оплатой счетов, но очень быстро мне стало скучно, поэтому я пришел к руководству и сказал: «Давайте сделаем инвойсы в электронном виде, чтобы они автоматически загружались». Так моя «бумажная» работа сократилась на 70%, и во высвободившееся время я стал больше заниматься финансовым менеджментом.
Моей следующей компанией стала PepsiCo Frito-Lay. Мы строили первый завод по производству снеков и чипсов в России. В начале 2000-х все только начиналось, и я был очень вдохновлен, потому что создавать что-то новое, с нуля – это потрясающе. Сейчас, проезжая мимо Каширы, где находится завод PepsiСo, я думаю: здесь есть и мой вклад.
Затем я возглавил финансовую функцию, производство и коммерцию в Gillette, а 15 лет назад в моей жизни появилась компания Kimberly Clark, где я сначала отвечал за финансы, а в дальнейшем стал заниматься стратегией.
Моя карьера росла вместе с компанией. Это было потрясающее время, наши продажи росли по 40-50% в год. При таком темпе роста самой большой проблемой было найти подходящих людей и интегрировать их, причем этот процесс не прекращался. Мы росли очень быстро, и люди были нужны всегда. Мы построили завод в Ступино в России, затем расширили географическое присутствие – Украина, страны СНГ, Турция, выход на новые рынки в Центральной Европе.
За 15 лет мы построили успешный прибыльный бизнес, у нас очень высокая вовлеченность команды, прекрасная корпоративная культура. И каждый день ты реально ощущаешь себя, как дома, потому что работаешь с единомышленниками.
Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы построить успешную карьеру? Какой бы вы дали совет тем, кто только начинает ее строить?
Важно найти то, чем вам действительно нравится заниматься, и выкладываться по полной. В любой работе есть неизбежная рутина. Ищите способы, как ее уменьшить, чтобы развиваться. Например, когда я в начале карьеры понял, что не смогу всю жизнь вводить данные счетов в онлайн-систему, я предложил автоматизацию и так нашел свое дальнейшее призвание.
Второе – рискуйте, потому что риск открывает новые возможности. Если не пробовать новое, рано или поздно можно оказаться неконкурентоспособным. У меня так было, когда я перешел из финансов в стратегию. Мы расширяли бизнес, и я понял, что мне интересно открывать новые грани бизнеса: выходить на новые рынки, структурировать, выстраивать новые связи.
Я начал говорить на стратегических сессиях: «Я готов и в этом разобраться». Руководители отметили мой энтузиазм и увидели во мне человека, который отвечает не только за цифры, но мыслит шире, готов погружаться в новые вопросы и брать на себя ответственность.
«В любой работе есть неизбежная рутина. Ищите способы, как ее уменьшить, чтобы развиваться».
И поэтому третье – заручитесь поддержкой руководителей, особенно, когда вы совершаете кросс-функциональные переходы. Важно, чтобы на принимающей стороне был человек, который поможет вам адаптироваться и показать себя с лучшей стороны.
Важно продолжать учиться на протяжении всего карьерного пути – получать не только и не столько академические знания, учиться на работе, приобретать новые практические навыки.
Расскажите про ваш опыт работы в других странах. Было ли это полезно для карьерного роста?
Мой первый международный опыт был в Америке, три года в штаб-квартире Kimberly Clark в Далласе, затем три года в Англии, полтора года в Турции и два краткосрочных проекта в Польше и Венгрии. Международный опыт – это новая культурная среда, которая помогает избавиться от стереотипов. Ты начинаешь смотреть на бизнес по-другому, потому что в других странах другой ритейл, другой потребитель. Когда общаешься с коллегами, понимаешь, что одни и те же вещи вы видите по-разному. Для меня это был колоссальный драйв – рождались новые интересные идеи, которые помогали двигать бизнес.
Работа на локальном рынке и в глобальном или региональном офисе кардинально отличается. В глобальном офисе нужно учитывать интересы многих стейкхолдеров: знать ответ – это только 30% решения, остальные 70 % – его продать. Для меня работа в глобальном офисе – это школа, которая позволила понять, как найти точки пересечения интересов, мотивации и общего результата.
«В глобальном офисе нужно учитывать интересы многих стейкхолдеров: знать ответ – это только 30% решения, остальные 70 % – его продать».
Однако для построения карьеры работа за границей не всегда означает рост. Если компания стабильная, сложившаяся, и темпы роста бизнеса 1-2 %, скорость построения карьеры будет низкой. Если компания новая и бурно развивающаяся, будет такое количество проектов, которое в более стабильном бизнесе вы получите только лет за десять. Нужно четко расставлять приоритеты, понимать, чего вы хотите: комфортной жизни или движения вверх по карьерной лестнице.
И ещё важно различать «туризм», когда вы видите лишь фасад жизни в чужой стране, от «иммиграции». При переезде в другую страну, прежде всего, наблюдайте, что по-другому. Пытайтесь понять различия – это путь к адаптации.
Помню, в одной из стран я не мог открыть банковский счет, чтобы оплатить аренду жилья. Счет без адреса открыть невозможно. А адреса нет, потому что без счета не оплатить аренду. Решение оказалось простым – можно было указать адрес офиса, где я работал. Туда пришли все карточки. Потом я поменял его на адрес своего фактического проживания. Нужно было понять и принять правила игры, чтобы встроиться в стандарт новой жизни. И так во всём.
Какого принципа в управлении компанией и людьми вы придерживаетесь?
Нужно иметь правильных лидеров на правильных позициях и спрашивать с них результат. Большинство людей не хотят быть «винтиками», они хотят ощущать свое влияние на процесс. Мне важно дать людям возможность почувствовать, что они значимы на своём месте. Это партнерские отношения. И моя роль похожа на роль тренера, который помогает команде, снимает барьеры, вдохновляет и поддерживает.
Для каких людей открыты двери вашей компании, и как к вам попасть?
Мы открыты для людей из других компаний, потому что понимаем, что свежий взгляд и другой опыт ценны для развития. В то же время мы стремимся растить собственные таланты, и у нас много историй, когда люди пришли на стартовые позиции, а стали лидерами бизнеса. Лучший кандидат Kimberly Clark – тот, кто работает на результат, ставит перед собой высокие амбициозные цели, понимает и ценит важность команды.
Есть ли среди предпринимателей или топ-менеджеров те, кто вдохновляет вас?
Конечно же, Илон Маск. Это вдохновляющая история. Это революционно. Это движение и хайп. Без бэкграунда в области инжиниринга и маркетинга он создал потрясающую комбинацию. Он визионер, который вдохновляет людей покупать. А его маркетинг на таком высочайшем уровне, что ты его просто не замечаешь. Команда, разнообразие талантов, нереально дерзкие решения.
На российском рынке мне нравится, как развиваются Деливери клаб, Самокат, Яндекс – это бизнесы, которые стартовали с нуля. Меня охватывает гордость за страну, что у нас есть такие хайтек-области, которые задают темп для всего мира.
Верите ли вы в work-life balance, и есть ли он в вашей жизни?
Работа в Америке научила меня персональной эффективности, иными словами – не тратить время на лишнее. Я бы разделил это на две части: работа с информацией и распределение энергии. Я научился четко распределять – что важно сейчас, что потом, а что вообще можно не делать. Когда я только начинал свою карьеру, мой рабочий день был с 9 утра и до полуночи. Со временем я понял, что это неэффективно. В Америке большинство начинали работу в 7, и в 17 часов в офисе было пусто. Я тоже уходил, и оставалось время на общение с детьми и личную жизнь.
Сейчас я занимаюсь бегом и знаю, что бегать с одной скоростью нельзя, её надо снижать, делать паузы. Это правило применимо и к работе. Нельзя всегда быть на пике. И однозначно нужно по-настоящему уходить в отпуск, чтобы эмоционально отключаться.
«Сейчас я занимаюсь бегом и знаю, что бегать с одной скоростью нельзя, её надо снижать, делать паузы. Это правило применимо и к работе. Нельзя всегда быть на пике. И однозначно нужно по-настоящему уходить в отпуск, чтобы эмоционально отключаться».
Как пандемия повлияла на вас лично? Какие возможности открылись?
Ковид — это испытание для всех, но я склонен рассматривать его как возможность пересмотреть стиль жизни. Я намного больше стал общаться и проводить время со своей семьей – женой и детьми. Мы стали путешествовать по России – узнаешь заново свою страну. Ковид – это проблема, из которой можно извлечь возможности. Например, у меня высвободились два часа, которые я раньше тратил на дорогу. И я стал заниматься вещами, на которые раньше у меня раньше не хватало времени.
Как вы расслабляетесь, наполняетесь энергией для новых побед?
Важный лайфхак – это спорт: занимаюсь кросс-фитом, бегом. Это позволяет восстановить силы и получить порцию эндорфинов.
Какие ближайшие профессиональные цели вдохновляют вас больше всего?
Меня вдохновляет идея делать жизнь наших потребителей лучше. А это миллионы семей, родителей, женщин, мам, пап и детей. Я адепт продвижения разнообразия и инклюзии в нашем регионе. В частности, женского лидерства и противостояния эйджизму.
В Kimberly Clark в Центральной и Восточной Европе уже 54% женщин-руководителей. Это один из самых высоких процентов в мире. И мы этим гордимся.
Мы поддерживаем женский прогресс и внутри компании, и снаружи. Наш женский бренд Kotex занимается просвещением на тему женского здоровья и гигиены и продвигает борьбу со стереотипами и стигмами. Например, в рекламе Kotex уже участвуют девушки из казанской команды по волейболу сидя «Алга». Они стали лицами нашей рекламной кампании. И это только один из примеров.
Наш детский бренд Huggies помогает мамам и папам узнать больше о родительстве, а также поддерживает предпринимательство женщин в декрете.
Мы понимаем, что продолжительность жизни людей растет, что другими словами можно назвать старением населения, и наш регион не исключение. И мы хотим и готовы рассматривать программы привлечения людей более старшего поколения в нашу компанию. Мы пока в начале пути, но надеемся, что у нас получится, и что подобные инициативы будут также поддерживаться и на государственном уровне.