«Сколько продлится интервью?»
Этот вопрос может казаться довольно безобидным. Однако, задавая его, вы даете понять рекрутеру, что собеседование не слишком вас интересует: есть дела поважнее. Даже если вы очень занятой человек с графиком, расписанным на месяц вперед, старайтесь избегать данного вопроса, особенно если интервью еще даже не началось.
Невербальные знаки также могут выставить вас не в лучшем свете. Если вы постоянно смотрите на часы, проверяете уведомления на телефоне или нервничаете, когда интервью начинает затягиваться, рекрутер с большой долей вероятности подумает, что собеседование — это просто несущественная пауза в вашей гонке от точки А к точке Б.
Чтобы избежать подобных ситуаций, заранее обсудите с рекрутером длительность вашей встречи: например, в момент, когда выбираете подходящее время для беседы. И, разумеется, освободите пару часов до и после интервью на случай непредвиденных обстоятельств.
Очевидные вопросы
Или вопросы, ответ на которые вы уже должны знать.
«Чем занимается ваша компания?»
«Как зовут вашего генерального директора?»
«В каком году вы вышли на рынок?»
Если за пару секунд можно нагуглить ответ на вопрос, лучше не задавайте его. Предполагается, что подобные детали вы самостоятельно изучили при подготовке к собеседованию. Если же вы этого не сделали, лучше оставьте идею выяснения имени СЕО до завершения интервью. Между тем, очевидные вопросы можно сделать выигрышными, если подать их под нужным углом:
«Как вы бы описали корпоративную культуру компании?»
«Какие возможности для роста предполагает эта роль?»
Возможно, эта информация также есть в открытых источниках, но вопросы небанальны. Они показывают вашу заинтересованность позицией и компанией в целом, а значит, прибавляют вам несколько баллов в глазах рекрутера.
Вопросы из серии «Что я получу от вас?»
«Сколько дней отпуска у меня будет?»
«Сколько раз я смогу сделать перерыв на обед?»
«Получу ли я повышение зарплаты после 6 месяцев на данной позиции?»
«У меня будет доступ к корпоративным скидкам, премиям, привилегиям?»
Примеры выше — худшее, что можно спросить у рекрутера. Задавая подобные вопросы, вы рискуете показаться довольно самонадеянным человеком. Кроме того, вы также создадите неверное представление о ваших приоритетах: на данном этапе нужно показать собеседнику, что вы заинтересованы, прежде всего, в позиции, на которую претендуете, а не в ее материальных бенефитах.
Значит ли это, что на собеседовании нужно избегать разговоров о деньгах? Конечно, нет! Обсуждать материальную сторону вопроса можно и нужно. Если рекрутер сам не заговорил об этом, выбирайте более дипломатичные фразы.
Неправильно: «Что я получу от вас? А страховка точно будет?»
Правильно: «Подскажите, пожалуйста, какой мотивационный пакет предполагает данная должность?»
«Вам нравится ваш коллектив?»
Задавая этот вопрос, кандидаты пытаются оценить атмосферу внутри компании. Конечно, это важный момент, но, формулируя вопрос именно таким образом, вы рискуете показаться бестактным. К тому же, рекрутер или нанимающий менеджер в 99% случаев ответит «Да»: даже если коллектив ему не нравится, он точно не будет рассказывать об этом потенциальному сотруднику.
Но как тогда узнать, в какой атмосфере вам предстоит работать? Попросите собеседника рассказать о корпоративной культуре компании или о внутренней организации конкретной команды. Так вы будете выглядеть гораздо более профессионально и при этом получите необходимую информацию.
Личные вопросы
Спрашивать интервьюера о нем же самом — отличная тактика. Только убедитесь, что ваши вопросы остаются в рамках приличия. Точно под запретом темы, которые касаются возраста, семейного положения, зарплаты, религии, политических взглядов или негативных моментов работы.
С другой стороны, вопросы о карьере и компании — это отличная тема для обсуждения. Например, спросите рекрутера, что он любит в своей работе, почему ему нравится индустрия, что привело его в эту компанию. Эти вопросы позволят вам установить контакт с интервьюером и одновременно не нарушить его личные границы.
«Я получил эту должность?»
Этот вопрос звучит остроумно и даже может казаться идеальным вариантом для завершения беседы. Тем не менее, его лучше не задавать. Рекрутер просто не сможет вам на него ответить здесь и сейчас, ведь подбор кандидата — сложный, многоэтапный процесс, финальное решение принимают несколько человек.
Вместо такого вопроса «в лоб» можно уточнить, остались ли у собеседника какие-то моменты, которые нужно прояснить или подтвердить. Если вы чувствуете, что интервью прошло хорошо, в качестве завершающей фразы скажите что-то вроде: «Я очень заинтересован в этой должности, и перспектива работы в вашей организации мне нравится. Надеюсь, это чувство взаимно».
По сути, обе завершающие фразы — об одном и том же. Только в первом случае рекрутер, скорее, сочтет вас наглецом, а во втором — энтузиастом.