Коммуникативные навыки
Это, в первую очередь, умение вести диалог, слышать коллег, понимать потребности и предлагать решения. Успешную карьеру в IT сможет построить специалист, который знает, как управлять запросами и ожиданиями.
Но это – не классическая «коммуникабельность», которую можно увидеть в требованиях каждой третьей вакансии. Термин «общительность» даже у рекрутеров вызывает не очень приятные ассоциации. Кажется, будто коммуникативность – это «я могу со всеми разговаривать». А нужно немного другое: умение строить диалог, а не просто болтать.
Почему?
Сейчас мы наблюдаем тенденцию выстраивания процессов в качестве сервисов. И поэтому люди, которые не только открыты для общения, но и обладают компетенциями в сборе информации, построении коммуникации и постановки сервиса, будут успешны.
У нас в рекрутменте даже есть специальный термин – мы смотрим, насколько «сервисный» человек. IT-специалист может быть бесконечно крутым разработчиком. Но, если он привык работать исключительно в рамках своей линии и не умеет адаптировать сервис под новое руководство, могут возникнуть проблемы. Раньше было наоборот: новички подстраивались под опытных сотрудников. Сейчас же важно, чтобы человек умел строить работу вне зависимости от того, как меняются условия руководства.
Team player
Еще одна тенденция: несмотря на удалёнку, компании очень хотят заполучить себе «командного» человека.
После трансформаций, которые чего только не коснулись, все IT-команды потихоньку перестроились в продуктовый формат. Это отдельный подход, своя методология, при которой в одной команде собраны разные роли. Если раньше специалисты делились на команды по направлениям и функционалу (например, отдельная команда тестирования, отдельная команда аналитики), то сейчас команды создаются не по специализации, а по продукту.
Берётся один тестировщик, один разработчик, один аналитик, один дизайнер, и из них делают команду, которая отвечает за развитие, к примеру, онлайн-продаж недвижимости. Вот почему очень важно, чтобы человек, даже несмотря на удалёнку, был командным.
Почему?
Эти навыки проверяются рекрутерами. Все современные методологии и подходы – про быстрый результат. Постоянно нужно что-то выдавать в релиз, и, чтобы не срывать сроки, необходимо участие каждого члена команды.
Безусловно, IT-специалисту не обязательно каждый день ходить в офис или становиться завсегдатаем корпоративных тренингов. Командность – это про другое. Это умение разделять работу и быть вовлечённым в общий результат по продукту.
Готовность к изменениям
Тоже довольно избитый навык, на который, тем не менее, смотрят работодатели. Сейчас мы живем в периоде VUCA (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity), периоде изменений и наблюдаем тенденцию на усложнение технологий. Вот почему у бизнеса есть потребность в специалистах, которые умеют выходить за рамки своей экспертизы.
Почему?
Это, конечно, больше касается hard skills, но со стороны гибких навыков тоже хотелось бы подчеркнуть адаптивность к изменениям.
Если работаете в большой компании, будьте готовы к тому, что бизнес может выпустить новый продукт или запустить новый проект, где вы будете нужны в качестве эксперта. Поэтому важно уметь осваивать дополнительные технологии и инструменты, искать новые решения. Возможность выходить за рамки своей экспертизы и предлагать новое очень ценится.
Проактивность
Этот навык вытекает из предыдущего. Сейчас под проактивностью понимается не готовность 24/7 работать, а умение смотреть шире.
Почему?
Большое количество IT-компаний поощряют специалистов, которые задают вопросы про образование, компенсацию обучения. Если у кандидатов есть такие вопросы, значит, у них есть и интерес к развитию, повышению своей эффективности. А это, в свою очередь, огромный плюс в списке гибких навыков.
Проактивность относится не только к развитию в технической области, но и к личностному развитию. Люди, которые проявляют интерес к самообучению, выделяются из списка остальных кандидатов.