Лариса Федорова о релокации в Париж и в Лондон и о постоянном обучении

ИнтервьюПоиск работыРазвитие карьерыУправление командой

О релокациях в Париж и Лондон, личных и карьерных целях, вдохновении, постоянном обучении и секретах создания успешной команды поговорили с Ларисой Федоровой, HR директором IPSEN в Великобритании. #людикоторыевдохновляют
Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn
Facebook

Оглавление

Добро пожаловать в проект #людикоторыевдохновляют.

Мы создали его, чтобы рассказать вам о тех профессионалах, которые вдохновляют и мотивируют нас — своей успешной карьерой, достижениями и отношением к жизни. Поговорим о карьерном и личном развитии, трендах на рынке труда и о качествах, которые помогают достигать успеха. 

Наш новый гость — Лариса Федорова, HR директор IPSEN в Великобритании.

Кто вы по образованию, как попали в профессию? И как складывалась ваша карьера?

По образованию я учитель географии, а на практике пришлось даже математику преподавать. Параллельно с первым образованием я учила английский язык, который и послужил для меня трамплином. Без него я бы никогда не оказалась там, где нахожусь сейчас. Свою первую работу в Москве я получила только потому, что говорила по-английски. Это была должность секретаря на ресепшн.

В HR я пришла через компанию, которая предоставляла услуги кадрового аудита и консалтинга по трудовому праву иностранным юридическим лицам. Работая на аутсорсинге для Procter & Gamble, Volkswagen, Shell, я наблюдала за корпоративной культурой западных компаний, за работающими там людьми и понимала, насколько они «крутые» и как интересно мне с ними общаться. Мне захотелось стать частью этого мира. Так я попала в компанию Siemens. Именно там я осознала, что HR – это намного больше, чем просто принимать и увольнять людей. Я быстро росла, организация тоже активно развивалась. В определённый момент началась реорганизация, которая не совсем совпадала с моими карьерными планами, и я перешла в компанию IPSEN, где работаю до сих пор.

Один из самых интересных периодов в моей карьере наступил, когда мой руководитель ушла в отпуск по уходу за ребёнком. Мне предложили стать и.о. директора по персоналу и административным вопросам. Это был совершенной иной угол зрения, другой полет и определённо вызов для меня. У меня получилось преодолеть барьер, отделяющий менеджера от лидера. Когда через полтора года моя руководитель вернулась, я задумалась о том, чтобы покинуть компанию и искать карьерные возможности в другом месте, так как полученный опыт открывал для меня новые горизонты.

Но именно в этот же момент представилась возможность релоцироваться в штаб-квартиру IPSEN в Париже. Мою кандидатуру утвердили на позицию менеджера по глобальным компенсациям и льготам. К тому времени я уже пять лет работала в компании. И это был мой первый опыт релокации.

«HR – это намного больше, чем просто принимать и увольнять людей».

С чего стоит начать, если возникло желание релоцироваться? С какими вызовами вы столкнулись? 

Сейчас достаточно благоприятный период для релокации, интернациональные компании открыты к перемещению талантов между странами, таким образом они обеспечивают развитие сотрудников и создают многонациональные команды, что является трендом в наше время.

Чтобы реплицироваться, вы должны быть очень эффективным сотрудником. Необходимо, чтобы в штаб-квартире вас заметили, это обычно происходит через проекты, которые вы успешно осуществляете в сотрудничестве со штаб-квартирой, когда вашу деятельность можно оценить. Кроме того, нужно чётко сформулировать ваши амбиции и передать эти ожидания руководству. За несколько лет до моей релокации в Париж, я уже апплицировалась на международную позицию и не прошла конкурс. И несмотря на то, что отказ мне принес разочарование, эта попытка показала моим коллегам в в штаб-квартире, что такой опыт мне может быть интересным, и когда возникла новая возможность, меня пригласили в Париж.

Говоря о бытовых сложностях переезда во Францию, необходимо помнть о том, что в этой стране качество вашей жизни очень зависит от того, владеете ли вы французским языком, ибо французы делают все, чтобы говорить только на родном языке. Я не владела французским языком. Так что поначалу было достаточно стрессово, что все документы ты подписываешь на французском, очень часто просто доверяя окружающим и только примерно понимая, что в документах. Мой первый поход в магазин во Франции, к сожалению без интернета, был самым долгим в моей жизни. Мне пришлось долго догадываться, как может называться и выглядеть средство для мытья посуды. Пришлось инвестировать достаточно времени, чтобы заговорить на местном языке. В настоящее время я могу работать на трех языках: на русском, английском и французском.

Были и мелочи: например, французская клавиатура, не QWERTY, к которой мы привыкли, да и русских букв на ней не было. Меня спасло то, что я владела русской слепой печатью, а к французской клавиатуре пришлось адаптироваться и как впервые с компьютером обучаться печати. Про Microsoft Office на французском я уже и не говорю – стресс высшего уровня.

В профессиональном плане вызовы оказались серьёзными. В России я была членом менджмент-тима, а во Франции стала экспертом без подчинённых. Нужно иметь в виду, что работа в штаб-квартире очень часто подразумевает не управление людьми, а влияние на людей, зачастую на коллег высоких позиций. Для меня это была блестящая школа выносливости. В среде, где нет ничего стабильного, ты должен наладить отношения с людьми, понять, как с ними работать, найти точки опоры и союзников, перейти из ситуации абсолютного хаоса на конструктивный уровень.

Сейчас я снова переживаю опыт релокации – на этот раз в Лондон. Я осознаю, что в первый мой опыт мне не хватало культурного тренинга, который помог бы мне быстрее адаптироваться и понять, как жить и работать с французами. В Англии компания предоставила мне такую возможность, это намного ускорило адаптацию к британской культуре.

Учитесь ли вы сейчас? Какой способ обновления знаний вы приветствуете?

Я учусь безостановочно, иногда медленнее, иногда быстрее. Каналы могут быть разными. В компании у меня есть ментор, которая занимает высокую HR-позицию. Она тоже переехала в Англию из Франции, но уже довольно давно. Мы с ней начали с обсуждения культурных различий между Францией и Великобританией, но теперь перешли к другим вопросам, относящимся к работе.

Кроме того, очень важно для меня освоить знания по трудовому законодательству Великобритании. Я постоянно читаю материалы и консультируюсь с экспертами, если возникают вопросы. Источников новой информации много: это и доступ к онлайн ресурсам, которую мне предоставила компания, и CIPD сайт, и онлайн курсы даже уровня мини МBA, и статьи на LinkedIn, например от Гарвардского Университета, и подкасты от Стенфордского Университета. В наше время у нас есть уникальный доступ к различным ресурсам высокого качества. Моя новая должность и жизнь в Великобритании – это особый период, когда каждый день приносит новые открытия и знания.

Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы построить успешную карьеру?

Это комплекс факторов. Разумеется, много трудиться необходимо, но этого недостаточно. Многим нелегко дается продвижение себя, но это очень ускоряет карьеру в наше время. Вы должны быть видимы на рынке. Так же просто необходим нетворкинг.

Очень сильно ускоряет процесс построения карьеры спонсор, человек, обладающий достаточным влиянием, чтобы пролоббировать ваши интересы тогда, когда принимаются решения о назначениях на интересные должности. К сожалению часто многие хорошие позиции конфиденциальны. И когда информация закрыта, ваш спонсор должен вспомнить о вас и помочь вам сделать следующий карьерный шаг.

Факторов много – их нужно уметь комбинировать, ловить тренды, быть инновационным и чётко понимать, что именно вы хотите.

«Многим нелегко дается продвижение себя, но это очень ускоряет карьеру в наше время. Вы должны быть видимы на рынке».

Сталкивались ли вы с профессиональным выгоранием?

За границей люди не так часто меняют место работы. Здесь играют роль культурные различия, обычаи, ментальность, динамика экономики. Подчас люди предпочитают ничего не менять или переходить из одной функции в другую рамках одной компании, потому что трезво оценивают свои силы и перспективы на рынке труда.

Профессиональное выгорание происходит со всеми. Выгорание – это нормальная часть развития. Если вам плохо, это первый признак того, что вы растёте. Когда вы достигаете зоны комфорта и спрашиваете себя: «А что дальше?», только внутри вы можете найти возрождение. Любые слова извне должны в первую очередь отозваться в вас самих.

Буду честной: в моей жизни были периоды выгорания, я искала работу за пределами компании. Была одна должность, на которую меня не взяли, что меня тогда очень расстроило. Но буквально через полгода я стала и.о. директора по персоналу в IPSEN. И в итоге я поняла, что если что-то происходит не так, как вы планируете, это значит, что жизнь готовит вас к чему-то другому, что подходит вам больше.

Расскажите ваши секреты создания успешной команды. Что важно учитывать при создании и управлении командой?

Есть несколько факторов.

Во-первых, нужно выбирать в команду правильных людей, у которых совпадают ценности. Это не так легко. Я очень часто допускала ошибки, особенно рекрутируя людей в свою команду.

Во-вторых, очень важно абсолютное доверие – без этого вообще никак.

И ещё одна важная вещь! В команде должна быть возможность для здорового конфликта. Например, приходит человек и говорит: «У меня отличная идея! Давайте её реализуем!» А коллеги на самом деле думают, что идея так себе. В здоровом коллективе люди не боятся высказывать своё мнение. Они могут деликатно предложить протестировать гипотезу, чтобы потом отбросить её или модифицировать, сделав более эффективной. Так работает успешная команда.

«В команде должна быть возможность для здорового конфликта: в здоровом коллективе люди не боятся высказывать своё мнение».

Какие личные и карьерные цели вас сейчас вдохновляют больше всего?

Сейчас для меня основной вызов – это научиться работать в новой организации в Великобритании – матричной организации, с людьми, которые мне не подчиняются. Я могу запрашивать у них сервис, но при этом я должна прислушиваться к их мнению и уметь договариваться, если мои и их потребности не совпадают. Я начала этому учиться во Франции и продолжаю до сих пор. 

По стилю я человек прямой, директивный – не знаю, национальная ли это особенность или моя личная. Я поняла, что на западе такой подход не работает, особенно в начале отношений. Со временем, когда доверие и контакт с людьми установлен, мои европейские коллеги обычно ценят открытую коммуникацию.

Есть ещё одна новая обязанность, относящаяся к глобальным функциям, которая мне очень интересна и требует освоения новых навыков. Я выступаю как hr-партнёр для глобальной франчайз организации и должна научиться работать в виртуальной международной команде. Это люди из разных стран (Италии, Франции, США, Великобритании) и разных функций (медицинский отдел, маркет-аксесс, операционный, партерские функции), которые объединяюся, чтобы глобально развивать один из брендов компании. Команда была сформирована недавно, буквально перед моим приходом. И я, как HR партнер этой команды, участвую в различных процессах, которые способствуют выстраиванию эффективного взаимодействия.

Кто вас вдохновляет?

Для меня лидер – это человек, благодаря которому мы чувствуем себя частью команды. Он может показать вдохновляющую цель, благодаря которой люди загорятся и будут готовы достичь результатов даже в экстремальных условиях. 

На политической арене один из самых блестящих лидеров, которых я видела, – это Эммануэль Макрон. Он очень харизматичен и может говориться с аудиторией так, чтобы возникло доверие. Безусловно, некоторые его не любят, но французы вообще очень критичная нация.

Как вы наполняетесь энергией? Как расслабляетесь?

В этом смысле меня многому научила Франция. До этого в моей жизни работа была на основном месте и занимала большое количество времени. Я думала только о том, чтобы быть эффективной. Познакомившись с французским образом жизни, я прежде всего посчитала их абсолютными бездельниками. Затем, я осознала, что Франция – это одна из самых эффективных наций в мире, как же это так получаеся. Я стала наблюдать за ними и поняла, что значит joie de vivre. Французы научили меня жить вкусно. Выставки, поездки по красивым местам, мишленовские рестораны, великолепное вино – все это можно прекрасно совмещать с эффективной профессиональной жизнью.

Для меня расслабляться и заряжаться – это разные вещи. Меня заряжает поездка в Венецию с друзьями. Мы можем три дня подряд бродить по туманным улочкам, не замолкая, обсуждать важные темы из жизни. Это заряжает эмоционально, но физически довольно утомительно. Ещё меня в последнее время заряжают занятия живописью – я рисую в смешанной технике акварели и пастели. Со школы к акварели не притрагивалась, и тогда была не сильна в рисовании. Но с этого февраля вдруг начала рисовать и не могу остановиться, потому что получаю неимоверное удовольствие от процесса и результата.

А расслабляюсь я по-другому. Учитывая, что я интроверт, мне необходимо быть одной, чтобы восстановить силы. Я пишу утренние страницы в моем дневнике и это помогает мне структурировать мысли, достичь гармонии.  

Как для вас выглядит успех?

Успех для меня – это заниматься делом, которое я люблю. Делом, которое меня заряжает, вдохновляет и даёт достаточно ресурсов для той жизни, которой я хочу жить.

Успех – это свобода. Это возможность быть рядом с интересными людьми, у которых можно учиться. Для меня не существует карьерного успеха отдельно от личного.

Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn
Facebook

обратная связь

Задайте вопросы, оставьте отзыв или выскажите предложения
Я отношусь к категории
Я хочу

спасибо

Ваше сообщение уже летит менеджменту компании Get experts

поговорим?

Мы с благодарностью относимся к вашим фидбэкам – они помогают нам становиться лучше.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем cookie согласно политике.