Добро пожаловать в проект #людикоторыевдохновляют.
Мы создали его, чтобы рассказать вам о тех профессионалах, которые вдохновляют и мотивируют нас — своей успешной карьерой, достижениями и отношением к жизни. Поговорим о карьерном и личном развитии, трендах на рынке труда и о качествах, которые помогают достигать успеха.
Наш новый гость — Махмуд Махмудов, менеджер клиентского сервиса Royal Canin, бизнес подразделение Mars.
Как вы попали в профессию и как складывалась ваша карьера? Что самое интересное и не очень в вашей ежедневной деятельности?
Учился я на химико-биологическом факультете по специальности «Учитель биологии и химии». На 3 курсе университета, чтобы себя обеспечить, я решил попытать удачу в телекоме и устроился оператором контактного центра. Где-то за 1,5 года я вырос до руководителя группы. Закончив университет, перебрался в Москву и остался в этой индустрии. Работа мне нравилась, она полностью удовлетворяла мою базовую потребность, потребность в общении, в создании нового, а также давала возможность развивать лидерские качества. Я все больше разбирался в нюансах и погружался в специфику деятельности.
Для меня важно заниматься только тем, что драйвит. Например, я чувствую энергию, чтобы творить, выстраивать процессы с нуля, а операционное управление со свойственной ему рутиной стараюсь передать коллегам, которые обожают эту сторону медали. Не зря же в инженерной психологии есть понятие «работа как образ жизни». Так вот, он у меня активный, поэтому и работа должна быть активная. А есть люди, которым комфортнее заниматься менее активной деятельностью, они черпают свою энергию в этом.
«В инженерной психологии есть понятие «работа как образ жизни». Он у меня активный, поэтому и работа должна быть активная. А есть люди, которые черпают энергию в менее активной деятельности.»
Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы построить успешную карьеру?
Во-первых, нужно научиться слышать себя и определить, чем именно хочется заниматься. На этом этапе было бы здорово иметь ментора, с которым можно поговорить, рассказать о своих стремлениях, обсудить карьерные планы.
Во-вторых, нужно не бояться пробовать попасть туда, где вам интересно: откликаться на вакансии и стажировки, писать сопроводительные и мотивационные письма. Моя смелость во многом и привела меня к успеху. Когда я решил пойти в одну из телеком-компаний, вакансий открытых не было, но я им написал, приложил резюме и рассказал, почему хочу попасть именно к ним. Они мне ответили, правда через 1,5 месяца. Вот и сейчас я наблюдаю очень много стажерских программ. Например, в Mars действует замечательная программа для тех, кто еще учится. Студенты старших курсов могут пройти стажировку в различных бизнес-подразделениях компании, понять, что им больше по душе. А для тех, кто уже закончил университет, действует Mars Leadership Experience Program, в рамках которой выпускники, стремящиеся к лидерской карьере, могут «прокачать» управленческие навыки и пройти три ротации в разных отделах. А еще в Mars поддерживают кросс-функциональные переходы. Это прекрасная возможность пробовать свои силы в различных направлениях и делать то, что заряжает. Любишь создавать с нуля — пожалуйста, бери и делай, хочешь из customer service перейти в e-commerce — все в твоих руках. Руководители смотрят не только на наличие опыта, но и на желание и soft-skills, которые помогут сотруднику развиться в новом направлении.
В-третьих, в начале карьерного пути нужно обязательно поставить себе долгосрочные цели. Например, сейчас мне 20 лет, и я стажер бухгалтерии, а в 35 лет — финансовый директор. Это важно еще с точки зрения психологии, постановка таких целей помогает отсеивать, что мое, а что нет.
А еще важно рассказывать о своей мечте. Очень глупая позиция, когда говорят, что нельзя рассказывать, а то не исполнится. Обмен информацией с людьми имеет колоссальную силу. Нужно формировать напряжение в космосе, чтобы оно в какой-то момент дало результат. Пусть не сейчас, а через какое-то время, но кто-то обязательно вспомнит про вас, и вы приблизитесь к желаемому.
«Во-первых, нужно научиться слышать себя и определить, чем именно хочется заниматься. На этом этапе было бы здорово иметь ментора.
Во-вторых, нужно не бояться пробовать попасть туда, где интересно.
В-третьих, в начале карьерного пути нужно обязательно поставить себе долгосрочные цели.»
Как вы оцениваете перспективы вашей профессии?
Раньше я работал в колл-центрах исполнителем, а с 2012 года тружусь на стороне заказчика и продвигаю клиентский сервис как внутри, так и во вне. За свою профессию я не переживаю, так как она будет востребована до тех пор, пока компании будут коммерческими и ориентированными на людей. А вот структура и принципы взаимодействия с клиентами — изменятся. Уже давно говорят, что клиентский сервис вымрет и на запросы потребителей будут отвечать роботы. Но на дворе 2020 год и все также в клиентской поддержке на запросы потребителей отвечают в большинстве своем люди. Оптимизация ресурсов, роботизация процессов, чат-боты в клиентском сервисе — все это будет, а где-то уже внедряется и работает, но поскольку люди — существа социальные, то человеческое общение превыше всего. Поэтому можно предположить, что коммуникация человека с человеком никуда не уйдет, но однозначно перейдет в премиальный уровень и будет доступна не всем.
«Можно предположить, что коммуникация человека с человеком никуда не уйдет, но однозначно перейдет в премиальный уровень и будет доступна не всем.»
Какие навыки и компетенции, на ваш взгляд, будут востребованы в перспективе 5-10 лет?
Я делаю ставку на soft-skills. Важным будет вне зависимости от того, какой человек — интровертивный или экстравертивный – умение выстраивать отношения друг с другом. Здесь очень важна эмпатия — умение чувствовать собеседника, искренне сопереживать. Сейчас у многих с этим проблема. Люди неосознанно блокируют эту черту. Эмпатию можно и нужно развивать через активное слушание, взаимодействие, вовлечение в проблемы другого человека.
В век технологий и дистанцирования также очень пригодится такая компетенция, как умение управлять конфликтами. Когда находишься с человеком face to face — это одно, а когда вы двое по разную сторону экрана —появляется опция просто взять и прервать диалог, нажав одну кнопку. Конфликт — это не зло, а всего лишь энергия, которую необходимо правильно распаковывать. Именно поэтому умение конструктивно работать в конфликте очень пригодится нам всем.
Также, я считаю, что любой человек должен уметь уделять время себе и выстраивать свои границы. Этого можно достичь с помощью практик медитации. Подойдет любой вид: европейский или восточный. Главное, чтобы вы и другие люди понимали, что есть момент, когда вы принадлежите только себе. Умение выстраивать границы помогает во всех сферах жизни: в бизнесе, личных отношениях, взаимодействии с собой.
Как вы подбираете людей в свою команду?
Я этим вопросом сам очень интересовался и не раз задавал его друзьям, знакомым, рекрутерам. Лично для себя я понял, что многое связано с понятием энергии и ресурса человека. Подбирая в команду людей, я всегда смотрю, смогут ли они энергетически заряжать, смогут ли что-то дать мне и другим. Кандидаты могут быть не до конца компетентны, без большого опыта, но уровень положительной энергии должен быть высоким. Меня этот подход никогда не подводил.
Какую часть вашей жизни занимает волонтерство и как вы к этому пришли?
Все началось, когда я еще учился гимназии. У нас был преподаватель по обществознанию, который говорил, что каждый человек 10% своей жизни должен посвятить благотворительности или какой-либо другой социальной активности. В этом случае все общество будет оздаравливаться.
Его слова отложились в моей голове. Поэтому во время учебы в университете я вместе со своим факультетом помогал дому малютки в Калуге. Потом переехал в Москву и там был детский хоспис, потом хосписы для взрослых. Это, конечно, тяжелый опыт – вот ты приходишь пару раз в неделю, а потом по каким-то причинам неделю пропускаешь, снова приходишь, а человека уже нет.
Сейчас я являюсь волонтером в благотворительном проекте LaSky, который помогает ВИЧ-положительным. Я как психолог консультирую ребят, которые только столкнулись со статусом и которым нужна социальная адаптация. Моя задача дать этим людям уверенность, потому что в моменте они теряют все. Я отдающий тип человека, когда с кем-то делюсь — заряжаюсь. В волонтерстве есть такой постулат: помогая другим, помогаешь себе, помогая себе, — помогаешь другим.
Что изменилось в вашей работе и жизни с приходом пандемии?
Откровенно говоря, моя жизнь сильно не изменилась. Если говорить про рабочий процесс, то уже с середины марта офисные сотрудники Mars перешли на home-office. Вся инфраструктура с удаленным доступом у нас и до этого была. Например, в моем подразделении у каждого сотрудника и раньше была возможность работать из дома. Просто нужно было выбрать день.
За несколько лет такого формата мы выстроили все процессы: коммуникации, документооборот и т.д. Поэтому, когда началась история с пандемией, мы были готовы, и без лишнего стресса перешли на удаленку. Вся офисная жизнь быстро переключилась и перешла в онлайн-формат: еженедельный кофе с лидерской командой, когда члены совета директоров отвечают на вопросы сотрудников, рассылки, контакт-митинги, формальные и неформальные встречи с командой отдела, вечеринки. Единственное — люди скучают по живому общению, когда можно видеть коллег и быть рядом.
В целом, продуктивность моего отдела серьезно выросла в период пандемии. Мне даже приходится останавливать сотрудников, чтобы они не генерировали дополнительных задач. Это во многом связано с тем, что люди не привыкли находиться в изоляции и всю свою энергию направляют на работу. У нас в компании действует хорошая программа Mars Be Well, с заботой о здоровье и благополучии наших сотрудников, здоровое отношение как к себе, так и к бизнесу. Она очень помогает мне направлять команду в нужное русло.
Если говорить про мою личную жизнь, то у меня появилось немного времени, чтобы остановиться, перечитать любимые книги, заняться блогом в Instagram, который я давно откладывал. Еще я купил несколько онлайн-курсов, но так и не прошел их (Смеется).
Во что, на ваш взгляд, сейчас нужно инвестировать свое свободное время?
Определённо в себя. Время отдохнуть, либо делать то, что радует и приносит удовольствие. Это может быть все, что угодно: занятия спортом дома, время наедине с собой, освоение нового навыка и т.д.
Расскажите про свой опыт взаимодействия с рекрутинговыми компаниями. Дайте совет тем, кто никогда не работал с рекрутерами.
У меня очень положительный опыт взаимодействия с рекрутинговыми компаниями. Хотя изначально я думал, что рекрутинговая компания — это звено, отодвигающее меня от прямого работодателя, но я ошибался. Как показывает мой опыт, успешно работают оба способа: и прямой отклик к работодателю и трудоустройство через агентство. Рекрутеры не только ищут кандидата, но и готовят его к собеседованию, дают ценные советы, обращают внимание на те вещи в резюме и личных качествах, на которых стоит сделать особый акцент.
Работая с рекрутинговыми компаниями — это возможность устроиться в компанию здесь и сейчас, с другой стороны — попасть в их базу данных и получать интересные предложения. Если ты адекватный и хороший кандидат, то, к примеру через 3-5-10 лет, когда ты вновь выйдешь на рынок, у тебя уже будет история взаимоотношений с рекрутерами, и они с удовольствием будут предлагать твою кандидатуру работодателям.
Если бы я давал совет, то я бы советовал избегать работу с маленькими агентствами, которые предлагают подозрительные вакансии с высокими зарплатами, и делать ставку на крупные рекрутинговые компании и поддерживать отношения с консультантами.
«Как показывает мой опыт, успешно работают оба способа: и прямой отклик к работодателю и трудоустройство через агентство. Рекрутеры не только ищут кандидата, но и готовят его к собеседованию, дают ценные советы, обращают внимание на те вещи в резюме и личных качествах, на которых стоит сделать особый акцент.»
Если бы я не работал, то занимался бы….»
Я бы 100% преподавал. Обязательно приду к этому когда-нибудь! Некоторое время назад я окончил психфак РГГУ, затем была профессиональная переподготовка по психотерапии. Поэтому из более краткосрочных целей — получить кандидатскую степень в этом направлении, а далее —делиться с другими и преподавать.
В целом, психологическое образование помогает во всем. Благодаря этому я очень изменился. Если раньше я был реактивный и эмоциональный, то сейчас придерживаюсь принципа остановиться, понаблюдать, понять, что человека толкает поступить так, а не иначе. Есть даже такая игровая техника —надситуативное мышление, когда ты берешь ситуацию и как режиссёр смотришь на нее сверху. Очень помогает делать правильные решения.
Как вы наполняетесь энергией, расслабляетесь?
Практикую медитации, совершаю прогулки, слушаю классическую музыку, в основном NEO-Классику, пишу много и постоянно свои мысли, встречаюсь с важными для меня людьми, с друзьями, общаюсь. А еще люблю проводить время со своими племянниками, они как раз сейчас в том возрасте, когда начинается фокус на внешний мир, и они задают сложные вопросы, на которые интересно отвечать.
Как выглядит успех?
Успех —это мгновение, когда ты получаешь максимальное удовлетворение от того, что ты делал и делаешь. Получил, идешь дальше за новым успехом.
Какие цели, из стоящих перед вами в ближайшее время, вас больше всего вдохновляют?
Сделать премиальный сервис в индустрии корма для животных. Мы сейчас над этим активно работаем. Начало положено. Даже название горячей линии недавно изменили на службу заботы.