Поиск

Как уберечь сотрудников от выгорания

HRТренды рынка трудаУправление командой

В начале 2023 года уровень выгорания офисных работников в мире достиг рекорда: 42% сотрудников столкнулись с подобным явлением. Причина подавленного эмоционального состояния чаще всего связана с экономической неопределенностью, страхом попасть под сокращение и не желанием возвращаться в офисы с удаленки, следует из данных исследовательского консорциума Future Forum. Как понять, что ваши сотрудники близки к выгоранию, и как снизить риск такой ситуации – в нашем материале.
Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn

Оглавление

Выгорание – это болезнь

По определению специалистов Всемирной организации здоровья, люди с выгоранием «ощущают мотивационное или физическое истощение», «пытаются психически дистанцироваться от профессиональных обязанностей», испытывают «чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям» и «снижение работоспособности». В 2019 году профессиональный синдром эмоционального выгорания включили в Международную классификацию болезней (МКБ 11).

Понять, что у вас выгорание, на первом этапе может помочь диагностический тест Виктора Бойко или тест Кристины Маслач. Точный диагноз ставит только врач – участковый терапевт после сдачи анализов. Также можно обратиться за помощью к профессиональному психологу или психотерапевту.

«На интервью с кандидатами мы часто слышим о том, что причиной ухода из компании является усталость, профессиональное выгорание. Грустно терять сотрудников, когда можно этого избежать. Важно не доводить до точки невозврата, а на постоянной основе работать с коллективом на поддержание мотивации. Я бы разделила тему выгорания на профессиональное (когда сотрудник застревает в развитии, не знает, как и куда можно вырасти, либо это не получается), и на усталость или скуку, когда не хватает ярких эмоций, общения с коллегами, чувства активной офисной жизни», –

Почему выгорание – проблема для бизнеса?

По подсчетам исследователей из Стэнфордского университета, стресс на рабочем месте обходится американской экономике в 190 млрд долларов ежегодно.

Выгоревшие сотрудники меньше сконцентрированы на рабочих задачах, у них нет желания выполнять дополнительные задачи, расти и развиваться.

Причины выгорания:

1) перегруженность задачами – сотрудники компаний в среднем переключаются между различными приложениями и веб-сайтами 1200 раз в день, следует из исследования Harvard Business Review. Крупные работодатели в среднем используют 211 различных приложений, при этом в 2022 году их было 195. Все это приводит к «перегрузке;

2) искусственное создание постоянного цейтнота – руководитель постоянно ставит ограниченные сроки, жесткие дедлайны, из-за чего сотрудники испытывают перманентный стресс;

3) неясные обязанности – постоянная смена приоритетов и отсутствие понимания своего места в компании мешают сотруднику планировать свое время и адекватно оценивать результаты работы.

4) обесценивание – все результаты, которых достигает сотрудник, кажутся недостаточными руководителю. Инициатива не поощряется, а критикуется.

5) отсутствие обратной связи и поддержки от руководства – сотрудник не видит, ради чего работает. Не понимает собственных целей и не видит связи с целями компании. У него появляется ощущение бесполезности и его работы, и его самого;

6) невыполнение обещаний – премию, повышение, новый проект – обещают давно, но постоянно откладывают;

7) токсичный руководитель и конфликты с коллегами;

8) отсутствие роста и развития – однотипные задачи не меняются годами, а направлений, в котором хочется расти, либо нет внутри компании, либо сотрудник их не видит;

9) отсутствие баланса между работой и личной жизнью.

Группы риска

С выгоранием могут столкнуться сотрудники обоих полов и любой возрастной группы. Тем не менее, по данным исследования Get experts, проведенного в 2020 году, самой актуальной проблема выгорания оказалась для молодых профессионалов в возрасте 25–28 лет. Большинство решали проблему сменой работы или увольнением в никуда.

С профессиональным и эмоциональным выгоранием сталкивались 39% опрошенных в 2020 году респондентов, 36% наблюдали случаи профессионального выгорания у коллег, а 25% считают, что такого явления вовсе не существует.

«В последние несколько лет в корпоративном дискурсе всё чаще звучат словосочетания «работа мечты» и «счастье в деятельности», «job consumption» или work-life balance. И это при том, что в ряде развитых западных стран производительность труда сотрудников не растет, а синдром выгорания и хроническая усталость становятся системными явлениями. К тому же на рынке труда появляется все больше представителей поколений Y и Z, которые хотят учиться, развиваться, и получать удовольствие на любимой работе с гибким графиком. И не желают откладывать счастье до пенсии», –

Что делать если сотрудник выгорел?

Сотрудника, который выгорел, отправить в 2-недельный отпуск, а при возможности – на более долгий срок. Некоторые компании практикуют сабботикал – продолжительный творческий отпуск. Если нет возможности отправить сотрудника в долгосрочный отпуск в ближайшем будущем, то можно предложить пару отгулов, чтобы специалист мог немного снизить степень эмоционального напряжения. После стоит пересмотреть обязанности сотрудника, возможно, нанять дополнительный персонал, предложить ему помощь наставника или психолога.

Как не допустить выгорания сотрудников?

Стоит внедрить well-being программы – это не только страховки, скидки в спортзалы, доставка еды или оплаченное такси до дома. Это:

• психологическое здоровье: вебинары с психологами, индивидуальные и командные сессии;
• сессии с наставниками, менторами, карьерными коучами;
• физическое здоровье: кроме оплаты фитнеса практиковать коллективные активности (забеги, футбол, йога и т.д.), помогать следить за качеством питания (например, проводить лекции по правильному питанию или ввести ЗОЖ-геймификацию (дарить за достижения скидки и т.д.));
• финансовые и юридические консультации: консультации по планированию бюджета, налогам и льготам, ипотеке, инвестиционной стратегии, заключению различного рода договоров, соблюдению и нарушению прав и т.д.

Список целей

Сотрудникам будет проще видеть динамику в своей деятельности, если составить
для них индивидуальный план развития. Ставьте конкретные задачи с понятными и измеримыми результатами, например, 10 звонков клиентам за неделю, 5 писем и 2 совещания. Со временем можно корректировать план в сторону сокращения или увеличения.

Сбалансированная нагрузка

Важно обеспечить в компании ритмичность трудового процесса. Не допускать прессинга и переработок, потому что именно системность этих действий приводит к выгоранию.


Корректная обратная связь

Регулярно проводите апдейт по выполнению задач с сотрудником. Как руководителю вам важно не только контролировать, как ваши специалисты выполняют задачи, но и давать подсказки, если с каким-то из пунктов возникают трудности. Возможно, задача сформирована некорректно.

Старайтесь хвалить своих сотрудников даже за небольшие успехи. Когда даете негативную обратную связь не переходите на личности, давайте комментарии только по проделанной работе и помогите сотруднику понять, как исправить результат.


Возможность для обучения и роста

Важно помогать повышать компетенции не только по хард скиллам, но и по софт скиллам: проводить обучение лидерским компетенциям, эмоциональному интеллекту и т.д. Имеет смысл ввести практику проведения мастер-классов от коллег для обмена знаниями и навыками.

Участие в соцпроектах

Повысить удовлетворенность от деятельности может участие в социально-ответственных инициативах. Например, благотворительных или волонтерских проектах, а также эко-акциях по сбору старой одежды или использованных батареек.

Комфортная атмосфера в коллективе

Поощряйте проявление дружелюбия среди сотрудников, внедряйте совместные корпоративные активности. Неформальные мероприятия помогут сплотить команду и дадут каждому возможность показать себя с неожиданной стороны.

Как в действительности работодатели справляются с выгоранием у сотрудников?

На практике при выгорании 32% работодателей обсуждают проблему с сотрудником, 19% меняют спектр задач, 15% никак не решают проблему. Часть решают проблему радикально и расстаются с сотрудником, поскольку страдает вся команда (9%). К психологической помощи прибегают 8% работодателей, а по 7% предлагают повышение зарплаты или отправляют в сабботикал. Еще 4% направляют сотрудника на консультацию с карьерным консультантом, следует из исследования Get experts.

«В случае, если руководитель чувствует, что у сотрудника снижается мотивация, нет энергии на новые задачи, нужно незамедлительно проявить инициативу, провести мотивационную беседу, поддержать, подсветить заслуги, обсудить шаги по развитию. Во многих компаниях есть карты индивидуального развития. Это наглядный инструмент, который нужно использовать на постоянной основе, опираться на него во время проведения карьерных диалогов. Также положительно влияют коучинговые и менторские программы, внутренние и внешние тренинги, профессиональное обучение. В некоторых компаниях есть корпоративный психолог, массаж, йога. Здорово совмещать и физические активности и использовать психологические инструменты, Главное, найти активность по душе», –

Результат таких действий зависит от обеих сторон, пояснила Светлана, и компании, и сотрудника. Если в организации есть различные мотивационные программы, активности, планы развития, тренинги, а сотрудник не готов участвовать и вкладываться в себя, то ничего не выйдет. Такие программы эффективны, когда обе стороны вовлечены и действуют в партнерстве, резюмировала она.

Примите участие в исследовании «Обзор рынка труда и заработных плат в России 2023/24» и получите в подарок материалы, которые пригодятся вам на собеседованиях и при составлении социальных пакетов сотрудников.

Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn

еще из блога

Закажите звонок

обратная связь

Задайте вопросы, оставьте отзыв или выскажите предложения
Я отношусь к категории
Я хочу

спасибо

Ваше сообщение уже летит менеджменту компании Get experts

поговорим?

Мы с благодарностью относимся к вашим фидбэкам – они помогают нам становиться лучше.

мы используем файлы cookie и сервисы сбора технических данных посетителей сайта. Нажимая кнопку «Принимаю», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных, собираемых с помощью файлов cookie и сервисов сбора технических данных посетителей, с целью администрирования сайта, улучшения и обеспечения правильной работы сайта, аналитики и таргетирования рекламы.

здесь подробнее о «политике в отношении обработки персональных данных».