Удалённое собеседование: превратить «минус» в «плюс»
По сути, задача не изменилась. Ваша цель на собеседовании – очном или удалённом – определить, соответствует ли данная вакансия вашим навыкам, карьерным устремлениям и зарплатным ожиданиям?
Даст ли она возможность профессионально расти и развиваться?
Совпадает ли культура компании с вашими принципами и убеждениями?
Будет ли вам комфортно в коллективе, получится ли выстроить здоровые отношения с коллегами и руководством?
В «доковидном» формате ответить на эти вопросы было гораздо проще: вы приходили в офис, здоровались за руку, «нюхали» воздух, подключали интуицию. Но обстоятельства изменились, и возник вопрос – как заставить работать «шестое чувство», глядя в компьютерный экран? Это возможно. Нужно только понять, на что обращать особое внимание при новых правилах игры.
Разведка перед боем
Внимательно перечитайте объявление о вакансии. Не только информацию – это лишь поверхностный пласт. Не менее важен язык: модальность глаголов, синтаксис, стилистические приёмы, тональность – всё это позволяет прочесть между строк гораздо больше, чем значат сами слова.
Изучите сайт организации, YouTube-канал, аккаунты в соцсетях, если таковые имеются. Эта мера всегда была «необходимым минимумом», но сейчас стала особенно важной. И всё так же пристально вглядывайтесь не только в содержание, но и в форму подачи материала. Именно здесь ваша интуиция может стать главным помощником.
Проанализируйте новости, интервью, упоминания в СМИ, касающиеся деятельности компании. Во-первых, это позволит вам во время собеседования проявить осведомлённость, а во вторых – даст возможность увидеть более объективный портрет вашего потенциального работодателя, ведь публикации в прессе не всегда имеют комплиментарный характер.
Тактика ближнего боя
- Пространство. Где бы ни находился ваш собеседник, у вас всегда есть возможность «зацепиться глазом» за важные детали. Если вам предложили виртуальную экскурсию по офису, обращайте внимание на организацию пространства и особенности дизайна – это может многое сказать о корпоративной культуре и ценностях компании. Если интервьюер находится дома, попытайтесь разглядеть те мелочи, – это может быть что угодно, даже аксессуары на рабочем столе – которые отражают личность вашего vis—à—vis.
- Жесты. Интерпретировать язык тела при дистанционном общении непросто, но возможно, ориентируясь на позу, мимику, движения рук собеседника. Эксперт по коммуникациям Марк Боуден советует следить не за отдельными жестами, а за значительными изменениями языка тела, которые демонстрирует интервьюер в процессе беседы. Вы видите, что он внезапно сел по-другому, сделал резкое движение рукой или нахмурился. Задумайтесь, почему это произошло? Что спровоцировало такую реакцию? Таким образом вы сможете понять, что для него по-настоящему важно.
- Столь же необходимо следить за своими собственными жестами и мимикой, которые могут транслировать вовне нечто кардинально отличное от того, что озвучивает ваш голос. Возможно, при удалённом формате сделать это даже проще, чем очно. В вашем распоряжении множество незаметных уловок, очень удобных именно в режиме онлайн. Например, Боуден советует прикрепить над камерой стикер с мемом, который заставит вас периодически улыбаться во время собеседования.
- Правильные вопросы. Собеседование – это не допрос, а равноправный двусторонний процесс. Вы не только можете задавать вопросы, вы должны это делать. Это продемонстрирует интервьюеру вашу заинтересованность в вакансии. И ответы помогут вам понять, насколько комфортно вы будете чувствовать себя на новом месте.
Вы можете спросить, как выглядит стандартный рабочий день в той должности, на которую вы претендуете.
Вопросы могут меняться в зависимости от контекста: вашей специальности, опыта, обязанностей, предусмотренных той или иной вакансией. В текущих обстоятельствах уместно будет поинтересоваться выводами, которые руководство компании сделало из кризиса, спровоцированного COVID-19. Как была организована удалённая работа? Какую поддержку могли получить сотрудники в критической ситуации?
Анализируя ответы, обращайте внимание на подтекст. Даже стандартные формулировки могут многое раскрыть. Например, если вам говорят, что компания «ориентирована на результат», можно с большой долей вероятности предположить, что за небольшое отклонение по срокам могут последовать серьёзные санкции. - Рефлексия. Выключив, наконец, камеру, позвольте себе спокойно поразмыслить над собеседованием. Соберите воедино информацию, полученную из предварительного «расследования», и те вербальные и невербальные сигналы, которые посылал вам интервьюер. Сопоставьте и сделайте выводы. Спросите себя, что вам понравилось, а что вызвало отторжение. И помните, что выбор делают двое – работодатель и вы.