Сегодня мы поговорим о том, как провести анализ рынка труда. Слушайте подкаст, читайте конспект и выполняйте предложенные задания.
Прослушали? Теперь давайте приступим к практике!
В начале хотим привести пример, который поможет схематично и поэтапно раскрывать тему.
Представьте, что вы находитесь в новом для себя городе, планируете добраться из точки А в точку Б. Как правило, в нашей голове всплывает следующая схема действий:
- смотрю и анализирую карту
- оцениваю, где в данный момент нахожусь я
- обозначаю точку на карте, куда планирую добраться
- ищу варианты маршрута и оцениваю, какой более всего подходит именно мне, выбираю маршрут
- двигаюсь к точке назначения.
Пункт 1. «Смотрю и анализирую карту»
С рынком труда все несколько сложнее, чем с географической картой: его главная отличительная черта – динамичность, поэтому важно запечатлеть его в моменте.
Для начала предлагаем определиться, что мы будем понимать под «Анализом рынка труда» в разрезе нашей темы марафона. И отметим: «Для чего этот анализ нужен соискателю»?
Анализ рынка труда – это оценка соотношения спроса на рабочую силу и ее предложения в конкретный промежуток времени. Анализ рынка труда необходим соискателю для корректного построения своего карьерного и профессионального плана развития.
В данном случае, анализ рынка труда фактически идет в параллели с процессом прорисовки карты местности своей проф индустрии.
Ниже предлагаем поговорить о каждом понятии отдельно – о спросе и предложении.
СПРОС. Под спросом тут будем понимать требования работодателя к потенциальным кандидатам на вакантную должность: какие навыки и компетенции востребованы, какие проекты в опыте кандидата ценятся, какой уровень заработных плат работодатель готов предлагать.
Эту информацию легко найти на работных сайтах (hh.ru, superjob.ru, rabora.ru и т.д.) в разделе «Вакансии», в блоке «Требования»; на сайте самого работодателя в разделе «Вакансии»/«Карьера», в профессиональных сообществах социальных сетей, благодаря нетворкингу, получить эту информацию у карьерных консультантов и представителей рекрутинговых компаний. Также можно изучить Salary Guide от рекрутинговых компаний, в которых приводится годовая статистика заработных плат по индустриям или наш зарплатный трекер.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Под предложением будем понимать компетенции и навыки, которыми обладают специалисты из вашего профессионального поля, и которые предлагаются работодателю на рассмотрение в качестве конкурентных преимуществ перед другими кандидатами.
Источники данной информации – LinkedIn. Выбирайте профессионалов из вашей индустрии, изучайте их опыт работы, навыки, проекты. Это и будет вашей подсказкой о том, что вам понадобится для следующего карьерного шага. Или же вы можете зайти на hh.ru и просмотреть резюме кандидатов вашей сферы и индустрии — эта опция открыта для всех зарегистрированных пользователей.
Мы рекомендуем кандидатам не пренебрегать знакомством с представителями рекрутинговых компаний – это ценный источник актуальной информации о рынке труда вашего сегмента и возможность попасть в кандидатскую базу данных.
Пункт 2. «Оцениваю, где в данный момент нахожусь я»
Теперь обозначим себя на карте — проведем самоанализ себя как специалиста своей индустрии. Для этого необходимо соотнести свой опыт с требованиями работодателей и предлагаемым опытом на рынке других кандидатов.
В данном случае необходимо составить свое развернутое резюме за последние 10 лет – так самоанализ получится более наглядным. В резюме нужно описать обязанности, ваши успешные проекты/достижения, отдельно составить список сильных личностных качеств и уникальных профессиональных компетенций.
Если навыка составления резюме у вас нет, не беда – за помощью всегда можно обратиться к Карьерному Консультанту, который вместе с вами успешно справится с этой задачей. Также Карьерный Консультант поможет более точно определить ваше местоположение на карте.
Готово, мы идентифицировали себя на карте. Поехали дальше.
Пункт 3. Определяем точку, куда планируем добраться
Здесь нам предстоит ответить на вопрос: «Чего я хочу и как мне этого достичь?» И более того — «Каковы мои зоны для развития?» — или иначе говоря, «Чего мне для этого не хватает?»
Простые секреты достижения цели – ее правильная постановка и дальнейшее планирование. Всегда рекомендую любую жизненную цель ставить по принципу SMART, тогда вероятность ее достижения вы повысите максимально. Скачать чек-лист «Ставим цели по SMART» можно в первом дне марафона.
Определяем на карте местности, куда мы хотим дойти в той или иной временной перспективе, скажем, в разрезе 3-5 лет.
Вам предстоит определить, в какую сторону развивать свой карьерный трек – выбираем маршрут: идти в смежные направления либо продолжить заданный вектор, развиваться в своем направлении. Здесь решение, конечно, остается за самим соискателем.
После определения конечной точки назначения мы на карте местности прорисовываем путь.
4) Ищу варианты маршрута и оцениваю, какой более всего подходит именно мне, выбираю маршрут
5) Двигаюсь к цели
На данном этапе необходимо составить список того, что вам не хватает для достижения поставленной цели, опять же – сравнить, какие навыки и компетенции есть у кандидатов, которые уже занимают желаемую вами должность.
Это может быть руководящий опыт, какой-то конкретный проект в портфолио, опыт запуска продукта с нуля, опыт управления ИТ-командой и т.д. Быть может, это какие-то конкретные знакомства, сертификаты по окончанию курсов и т.д.
Когда такой список подробно расписан, можно смело составлять план действия.
Правильно себя оценить помогут и специалисты рекрутинговых компаний, Карьерные Консультанты, а также SWOT-анализ.
Анализируем свои сильные и слабые стороны
Для того, чтобы верно себя оценить, нужно проанализировать свои сильные и слабые стороны. Возможно, чтобы получить желаемую работу, вам нужно продемонстрировать какие-то навыки, которых у вас еще нет. Тогда самое время взяться за их развитие.
История:
Михаил хотел получить руководящую должность. Для этого ему нужно было показать навыки управления командой, которых у него не было. Что он сделал? В течение 6 месяцев он брал проекты, связанные с управлением людьми, и, таким образом, через полгода уже имел необходимый опыт и подтверждающие кейсы.
Проанализировать себя можно с помощью разных инструментов, но мы предлагаем вам воспользоваться SWOT-анализом.
Полезные материалы для анализа рынка труда
Есть вопросы к нашим экспертам? Задайте их по ссылке ниже, и мы постараемся ответить на них в блоге.