Карьерная цель и стратегия

Сегодня мы поговорим о самом первом шаге к осознанной карьере – о том, как понять, что вы хотите в карьерном плане, как грамотно сформулировать ваше желание в карьерную цель и как составить план ее достижения. Читайте конспект, слушайте подкаст с экспертом, выполняйте предложенные задания, в конце — ссылки на полезные материалы.

Кто я есть?

Прежде чем ставить карьерные цели, стоит понять, кто вы сейчас. Это включает как осознание того, что вы уже делаете, что у вас получается, и какие ваши слабые стороны, и, конечно же, ваши желания и амбиции.

Если вы не знаете, как понять, что у вас хорошо получается (или будет получаться), то здесь можно начать со стандартных способов выявления призвания — тест по профессиональной ориентации, беседы с психологами и с представителями профессии. Это стоит сделать, но уже вне рамок марафона, а сейчас можно выполнить небольшое задание, которое поможет лучше понять, куда вы можете двигаться дальше.

Упражнение 1

Возьмите бумагу и ручку и отвечайте на вопросы:

1) Кто я такой с позиции удовольствия.

Я – это то, что меня впечатляет (что вас впечатляет, что вам небезразлично, что вы делаете в свободное время, от чего кайфуете). Чем больше, тем лучше.

2) Кто я такой с позиции своих сильных сторон.

Я – это то, что у меня получается легче всего (что у вас получается проще всего).

3) Кто я такой с позиции внутреннего ресурса.

Я – это то, на что я способен, когда уже нет больше сил (какую вещь вы можете сделать в таком состоянии).

4) Кто я такой с позиции рода.

Я – это то, чем занимались мои предки (чем занимались ваши родители, бабушки и дедушки, чем славились).

5) Кто я такой с позиции мечты.

Я – это то, о чем я мечтаю (вспомните самые любимые годы своей жизни, о чем вы мечтаете через 10 -15 лет. Здесь максимальная энергия).

А теперь ответьте на эти вопросы:

  • Что меня мотивирует? 
  • Что меня цепляет и заставляет действовать?

В результате упражнения у вас могут возникнуть какие-то идеи того, куда вы можете двигаться дальше в профессиональном плане. Или же лучшее понимание того, кто вы такой, что вам нравится и что вас мотивирует. При построении карьеры такое понимание себя и своей природы поможет выбирать наиболее экологичный и лучший для вас путь. 

Модель равновесия

Существует Модель Равновесия, которая наглядно показывает, как выглядит идеальное соответствие желаний и потребностей работодателя и профессионала.

Из схемы видно, что для того, чтобы случилось равновесие, нужно предложить работодателю то, что хочет он и наоборот – компания должна сделать вам подходящее предложение, чтобы вы согласились на работу.

Давайте разберем два основных вектора кандидата – «Я хочу» и «Я предлагаю».

Что я хочу?

Упражнение «Главы карьеры» — «Что я хочу?»

Переход на другую работу — это время для размышления. Всегда легко рассуждать о прошлых этапах своей карьеры: что нам нравилось и что нет, когда мы были довольны работой больше всего, когда мы держали ситуацию под контролем и т.п.

Пользуясь таблицей, приведенной ниже, подумайте о вашей карьере как об отдельных главах (этапах) – это может быть определенное место работы (компания и должность) или целый этап вашей карьеры. Озаглавьте каждую главу вашей карьеры и укажите название в верхней строке таблицы, например: «Первая работа в розничной торговле».

Затем, пользуясь 10-балльной шкалой, поставьте знак «х» в соответствующей клетке, чтобы отразить уровень своей удовлетворенности в каждой главе карьеры.

Соедините все проставленные знаки «х» линией, и вы получите свою кривую удовлетворенности.

Затем задайте сами себе вопросы и подумайте о следующем:

  • Когда вы были наиболее удовлетворены своей работой? Почему?
  • Когда вы были наименее удовлетворены своей работой? Почему?
  • Что вы можете предпринять, чтобы ваша работа в будущем приносила вам наибольшую удовлетворенность?
  • Какие навыки вы использовали в период, когда ваша работа нравилась вам больше всего?

Что я предлагаю - навыки и компетенции?

Многие навыки и компетенции являются универсальными и могут применяться на разных местах работы (должностях и индустриях). Вам необходимо научиться идентифицировать и продавать их потенциальным работодателям.

Как идентифицировать свои ключевые навыки и умения?

Самый простой способ – составить список всех задач, которые вы выполняете, расположив их на одной половине листа, а на другой – перечислить все навыки и умения, которые вы используете для их выполнения. Кроме того, одним из способов также является анализ своих достижений.

Достижение — это ваша деятельность в рамках проекта, ситуации, решения проблемы, которая принесла вам чувство удовлетворения, радости, победы, успеха. Она может быть делового или личного характера, и вы можете считать, что «это всего лишь моя работа». Главное, что это сделали именно вы.

Как описать достижения - модель CAR

Вызов (Challenge)/Проблема:

Расскажите о ситуации или проблеме

Действия (Actions)/Шаги:

Расскажите о том, что вы предприняли для ее решения

Результаты (Results)/Польза:

Опишите результаты

А теперь подробнее:

Опишите Ситуацию или Проблему (Вызов/С)

Подчеркните проблематику и сложность ситуации (почему именно эту ситуацию мы описываем как «достижение»).

Например, так:

  • «Сотрудники в команде были деморализованы, производительность их работы падала».
  • Обрисуйте свои Действия (A)

Опишите, как именно вы решали проблему, разбив все действия на отдельные этапы. Используйте «активные» слова, например: «разработал», «сэкономил», «снизил». Помните, что мы часто упускаем такие этапы, как «сбор информации, анализ, планирование».

ЭТАП 1

Собрал команду на совещание. Инициировал обсуждение с вновь назначенным руководителем команды, чтобы составить четкое представление о проблемах и идеях сотрудников.

 – Это свидетельствует о вашей открытости, готовности сотрудничать, способности оценить вклад других, умении слушать и т.д.

ЭТАП 2

Встретился с руководителем команды, обсудил основные проблемы и его предложения по улучшению ситуации. Предложил ему составить план действий. В течение трех последующих встреч инструктировал его по следующим вопросам: (а) уточнение стратегии в отношении процесса и целей; (b) информирование о задачах всей организационной структуры; (с) повышение морального духа. 

– Это свидетельствует о вашем умении делегировать полномочия, навыках лидера и коуча. 

ЭТАП 3

Продолжал проводить регулярные совещания с руководителем команды для обсуждения работы коллектива и коучинга, касающегося построения успешной команды.

– Это подтверждает вашу непрерывную вовлеченность в процесс развития команды. 

Опишите Результаты (R) и полученную пользу

Опишите результат с разных сторон: что получила компания, и как это повлияло на бизнес; что получила команда, а что получили вы лично.

  • «Новый процесс рассмотрения жалоб обеспечил сокращение времени ожидания до 5 рабочих дней и был принят во всей организации в качестве измеримой цели»,
  • «Изучение рабочей атмосферы в команде привело к усилению мотивации/морального духа команды».

А теперь – определите свои основные компетенции на основе анализа этого достижения!

Мы знаем, что описание своих достижений может быть непростой задачей, но это не время для скромности.

Я определил, что я хочу и что я предлагаю. Что дальше?

Дальше ваша задача — поставить карьерную цель и подумать о стратегии ее достижения. 

Прежде чем переходить к текстовой части, предлагаем вам послушать подкаст с карьерным консультантом и рекрутером Екатериной Котовой. В выпуске мы разбираем, с чего начинать осознанный поиск работы, как формулировать цель и проверять ее на экологичность, а также кратко разбираем, как анализировать рынок.

Все это нам понадобится, чтобы поставить подходящую и осознанную карьерную цель.

Прослушали? Теперь давайте приступим к практике!

Ниже мы предлагаем вам несколько коучинговых инструментов, которые помогут сформулировать достижимую карьерную цель.

1) Модель GROW

Мы воспользуемся моделью GROW — она помогает конкретизировать свои желания и осознаннее понимать, куда и зачем вы двигаетесь. Скачивайте ее и выполняйте по ходу аудиолекции.

2) SMART-подход

Этот подход проще, чем модель GROW, и подойдет, если вы на 100% понимаете, что вы хотите и ваша задача — сформулировать свою цель четче. Если же у вас есть сомнения по поводу своей цели или она не мотивирует вас, то лучше работать с моделью GROW.

3) Метод 5 параметров:

После того, как вы сформулировали цель, проверьте ее с помощью этих 5 параметров:

  1. Цель сформулирована позитивно. Она должна вести вас куда-то, а не уводить от чего-то. Например, «не уйти от начальника — плохого человека», а «найти вакансию в экспертной команде с профессиональным руководителем».
  2. Реализация под личным контролем. Проверьте, находится ли цель в фокусе вашего контроля или она непосредственным образом зависит от другого человека?
  3. Экологичность цели. Убедитесь, что никто не пострадает от ее реализации, в первую очередь вы сами.
  4. У вас есть ресурс для достижения. Это может быть, например, образование.
  5. Первые шаги. Насколько вы уже предприняли что-то для достижения цели? Или ваша цель – недостижимый далекий идеал для вас, к которому страшно подойти поближе?
 

4) Декартовы координаты для принятия решений

Делим на 4 части лист, расписываем каждый квадрант последовательно: что я получу, если сделаю и что получу, если не сделаю; что я потеряю, если не сделаю, что я потеряю, если сделаю.

Отличный оценочный механизм, который помогает свою цель проверить на выдержку и увидеть интересную картину, а порой и ответ на главный вопрос – а надо ли мне вообще все это.

Карьерная стратегия

Стратегия поиска — важнейший элемент карьерного планирования, в котором много ресурса — она дает спокойствие и уверенность в своих действиях, осознанность и четкое понимание, что в итоге приведет к желаемому результату.

Поиск работы, возможно, больше остального требует некой последовательности, потому что в нашем активном и насыщенном возможностями мире, в потоке вакансий и каналов поиска легко потеряться, закопаться. Вместо того, чтобы искать себе новое лучшее место работы, вы начинаете просто отбиваться от потока неподходящих вакансий, лишних звонков, ответов на письма, этого бесконечного хаоса, в котором сложно разглядеть что-то стоящее.

И получается, что вы уже ничего не ищете, а  пытаетесь отсечь все ненужно, чтобы наконец освободить пространство для чего-то по-настоящему стоящего.

И вот пока вы заняты этим процессом, кто-то другой уже выходит на ту самую позицию вашей мечты.

Чтобы этого не произошло, крайне важно подумать о стратегии.

Стратегия позволяет а) понять куда вы хотите прийти (карьерная цель) б) осознать как вы это сделаете (план действий, включающий анализ рынка труда и понимание каналов поиска работы).

Это предполагает серьезную подготовку и большую аналитическую работу.

Крайне важно определить для себя, во-первых, где вы будете искать, подумать над конкретными каналами поиска, будут ли это джоб борды, профессиональные группы в социальных сетях или сайты компаний и рекрутинговых агентств или все вместе. Во-вторых, решить, что вы будете искать.

Екатерина Котова, карьерный консультант и рекрутер в Get experts:

В моей практике 2 года назад был пример, который меня вдохновляет и удивляет одновременно.

Кандидатка жила в регионе и работала в небольшой государственной структуре, где было скучно, и, как она считала, мало платят.

Она для себя решила, что хочет работать в международной компании и получать на 400% больше.

Молодая женщина поставила себе срок – 3 года на реализацию. Решила, что переезжает в Москву, выходит на позицию юриста middle-уровня в небольшую компанию, потом на такую же позицию в международную компанию больше. Она посмотрела обзоры заработных плат, написала список компаний, которые ей подходят, оценила все с точки зрения своих возможностей и переехала.

Эта уверенность в себе, несогласие на меньшее (при адекватной оценке себя) сделали свое дело. Сейчас она работает в одной из компаний своего списка и получает ровно столько, сколько хотела.

Эта история о том, что четкий план работает. Но, конечно, не сам за себя, ведь составить план – это половина дела, но все случится, только если действовать.

Как составить карьерную стратегию?

  1. Сформулируйте большую цель и проверьте ее по выше перечисленным критериям;
  2. Если нужно, поменяйте цель или внесите в нее правки. Помните, что чем четче вы сформулируете ее у себя в голове, тем с большой вероятностью вы ее достигнете;
  3. Распишите конкретные шаги, которые помогут вам прийти к цели — для этого воспользуйтесь чек-листом «Модель GROW»;
  4. Действуйте.

Есть вопросы к нашим экспертам? Задайте их по ссылке ниже, и мы постараемся ответить на них в блоге.

обратная связь

Задайте вопросы, оставьте отзыв или выскажите предложения
Я отношусь к категории
Я хочу

спасибо

Ваше сообщение уже летит менеджменту компании Get experts

поговорим?

Мы с благодарностью относимся к вашим фидбэкам – они помогают нам становиться лучше.

мы используем файлы cookie и сервисы сбора технических данных посетителей сайта. Нажимая кнопку «Принимаю», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных, собираемых с помощью файлов cookie и сервисов сбора технических данных посетителей, с целью администрирования сайта, улучшения и обеспечения правильной работы сайта, аналитики и таргетирования рекламы.

здесь подробнее о «политике в отношении обработки персональных данных».