
Здравствуйте! Продолжим разговор о поиске новой работы. Сегодня поговорим о собеседованиях, а также о том, как отвечать на коварные и не очень вопросы рекрутеров.
По традиции сначала аудиоматериал и конспект, а в конце — ссылка на чек-лист и детальная инструкция с заданиями по подготовке к собеседованию. На этот раз материала будет немного больше, чем обычно, так что заварите чашку кофе покрепче и вперед.
Первое собеседование с рекрутером или нанимающим менеджером
Все начинается с подготовки
Как и на предыдущих этапах, успех здесь будет зависеть от качественной подготовки.
Собирайте и анализируйте как можно больше информации о потенциальном работодателе из разных источников. Если вы идете в компанию из малознакомой вам отрасли, необходимо тщательно изучить информацию об этой отрасли.
Вы должны быть очень хорошо осведомлены о позиции: структура, функционал, какие задачи/проблемы нужно решать. Подготовьте яркие примеры из вашей практики, которые продемонстрируют потенциальному работодателю ваши возможности.
Примеры обязательно должны описывать:
- контекст — какую проблему вы решали, в чем была сложность, какое она имела для компании значение, какая была ситуация до вас;
- ваши действия — как вы решали проблему, какие инструменты использовали. Обязательно отделяйте свои решения и действия от руководителя и команды;
- результат — результат должен быть конкретным, желательно оцифрованным. Важно обозначить значение этого результата для компании и бизнеса.
Нужно понимать, что интервью — это не красивый рассказ о себе, не ответы на вопросы и не дружеская беседа. Вам нужно брать инициативу в свои руки и активно убеждать работодателя, что вы лучший для него вариант.
На первой встрече не стоит задавать вопрос об уровне дохода. Потенциально компания представляет, на какой уровень вы можете рассчитывать и готова будет вам его дать, если вы сможете их убедить, что вы стоящий специалист.
Что рекрутеры проверяют на первых собеседованиях?
Мотивацию — “Почему вы выбрали именно нашу компанию?”
Это один из самых распространенных вопросов на интервью, и часто именно на нем проще всего «завалиться». Многие кандидаты дают простые ответы, такие как «я хочу эту работу, потому что мне нужен новый опыт» или «потому что это хорошая компания». Но интервьюер вряд ли будет впечатлен общими ответами, которые слышит по десять раз на дню.
Что делать?
Объясните, чем вам нравится компания
Вы можете рассказать о том, как цель компании соответствует вашим собственным ценностям, какие продукты и услуги особенно вам интересны, и как впечатлены вы были недавними результатами или наградами компании.
Покажите, что эта работа вам интересна
Слушая ваш ответ, интервьюер хочет быть уверенным в том, что вы не только хорошо справитесь с работой, но и получите удовольствие от нее. Отвечая на этот вопрос, покажите свое желание приступить к роли, подкрепив его конкретными пунктами из описания вакансии.
Расскажите о том, как эта работа соотносится с вашими профессиональными целями
Важно помнить, что интервьюер захочет нанять кого-то, кто потенциально может быть полезным компании не только сейчас, но и в долгосрочной перспективе – кого-то с амбициями, стремлением и тягой к самосовершенствованию. Поэтому, отвечая на этот вопрос, объясните, что хотите развивать свои навыки, и расскажите, какие конкретные элементы данной должности и особенности компании позволят вам это сделать.
Компетенции
Компетенции, которые захочет оценить работодатель, зависят от роли и уровня позиции, на которую вы претендуете, и каким-то из них рекрутер может уделить больше внимания, чем другим, менее важным.
Например, если вы претендуете на вакансию офис-менеджера, рекрутер захочет увидеть в вас такие качества, как высокая организованность, многозадачность, и большинство вопросов будут сосредоточены на проверке этих навыков.
Специальные прикладные навыки
Исходя из описания вакансии, подумайте, обладание какими навыками от вас требуется. Это hard skills, которые подразумевают некоторую степень вашей профессиональной уникальности, например, в организации мероприятий, использовании дизайнерских программ. От вас ждут примеров их успешного применения: «Расскажите, для чего вам был нужен Excel и как вы его использовали на своей предыдущей работе?».
Если таких примеров очень много, то сконцентрируйтесь на самых свежих из них.
Коммуникация
Тут будут оцениваться взаимоотношения с коллегами, поставщиками, работу с клиентами и любыми заинтересованными лицами внутри компании.
Вас спросят: «Расскажите о том, как вам удалось построить профессиональное и результативное общение с кем-либо в рамках вашей предыдущей роли?»
Когда будете рассказывать, упомяните, какие именно коммуникационные навыки вы используете в общении: активное слушание, эффективное ведение переговоров и т.п.
Принятие решений
На многих должностях, даже на начальных, от вас требуется уметь принимать обоснованные и подкрепленные знаниями решения. Поэтому будьте готовы приводить примеры таких рабочих ситуаций, когда от вас требовалось решение, возможно, в последний момент, и оно оказалось правильным.
Когда будете описывать такую ситуацию, расскажите о том, как вы пришли к такому решению, и какие факторы (бюджет, временные рамки) повлияли на его выбор. Ну, и не забудьте в красках описать результат.
Организационные навыки
Для большинства должностей цель рекрутера – подобрать сотрудника, способного качественно организовать свой рабочий процесс. С небольшими вариациями вопрос к вам может звучать так: «Как вы организовываете свой рабочий процесс?»
У каждого из нас есть свои собственные способы управления задачами, приоритизации дел и установки дедлайнов. Возможно, вы заносите в список дел задачи в порядке важности, пересматриваете его и меняете порядок по мере появления новых проектов и выполнения каких-либо пунктов списка. В любом случае, будьте готовы рассказать о том, как вам удается оставаться организованным и контролировать процессы, в которых участвуете.
Навыки решения проблем
Считается, что руководители заинтересованы в сотрудниках, которые придут к ним с решениями, а не проблемами. Работники, которые, столкнувшись с вызовами, готовы предлагать инновационные идеи того, как решить проблему или оптимизировать какой-либо процесс, смогут многое сделать для бизнеса компании.
Готовьте ответ на вопрос: «С каким самым большим вызовом вам пришлось столкнуться на работе?»
Оцените свой опыт и старайтесь даже о вызовах говорить в положительном ключе, делая в рассказе правильные акценты на то, как вам удалось решить проблему благодаря вашему нестандартному решению и гибкости.
Заинтересованность в вакансии
«Задавайте правильные вопросы» — вот относительно универсальная рекомендация, чтобы показать рекрутеру вашу заинтересованность. Они не только продемонстрируют вашу мотивацию, но и помогут лучше понять, подходят ли вам компания и должность, какие обязанности вы будете выполнять, кто ваши коллеги и какие профессиональные перспективы вас ждут.
Вопросы о должности
- Эта позиция новая? Если нет, то как она появилась и эволюционировала в компании?
- Есть ли на этой позиции возможность для карьерного роста?
- Расскажите поподробнее о моем предшественнике.
- Как выглядит традиционный рабочий день в компании?
Вопросы о команде
- Расскажите, пожалуйста, о моих будущих коллегах.
- Каково место вашей команды в общей структуре организации?
- Какие факторы измеряют успешность команды и должности?
Вопросы о бизнесе и состоянии рынка
- Каковы основные возможности и вызовы для компании в настоящее время?
- Сколько в среднем сотрудники работают в компании?
Обучение и развитие
- Как часто будет проводиться оценка эффективности?
- Какие в компании предлагаются тренинги?
Что делать после собеседования?
После того, как заданы все вопросы, но перед тем, как попрощаться и завершить собеседование, уделите 2 минуты финальной речи, в которой вы еще раз расскажете, как заинтересованы в этой работе, и почему компания должна сделать выбор в вашу пользу. Если можно так выразиться, это ваш «последний шанс» произвести позитивное впечатление на рекрутера, поэтому будьте кратки и говорите по делу.
После собеседования вежливо напомните рекрутеру о себе, направив ему письмо, где вы поблагодарите его за встречу и еще раз проговорите, как важна для вас эта работа. Это письмо должно быть коротким, приятным и по делу. Представьте, что это вежливая, но очень профессиональная «вишенка на торте» успешного собеседования.
Чек-лист по подготовке к первым собеседованиям
Мы подготовили краткий чек-лист, который поможет структурировать подготовку к собеседованию. Скачивайте по ссылке ниже и заполняйте перед каждым интервью.
Собеседования с представителями бизнеса
Кто будет проводить собеседование?
Если первую встречу, скорее всего, проводил представитель HR, а также, возможно, и будущий руководитель, то на втором и последующих этапах вас ожидает знакомство с более влиятельными фигурами – теми, за кем останется финальное решение о вашем найме.
Что будет оценивать потенциальный работодатель на втором собеседовании?
Подумайте, о чем вас могли не спросить на первом собеседовании, и заранее подготовьте возможные ответы. Скорей всего участников интервью будут интересовать такие темы как ваша мотивация, ваши навыки, ваши карьерные планы, амбиции и ценности. А вот несколько подсказок, как максимально эффективно справиться с каждой из тем на таком «перекрестном допросе».
Ваша заинтересованность в позиции и компании
Один из важных аспектов, который захочет обсудить с вами работодатель на втором собеседовании, это то, заинтересованы ли вы все еще в этой возможности, позиции и компании, узнав о них больше в результате первого собеседования. Ваш энтузиазм на второй встрече будет рассматриваться как признак будущей вовлеченности в проекты и задачи. Поэтому, если вы все еще хотите эту работу, сделайте так, чтобы у всех участников в этом не осталось никаких сомнений.
Наличие у вас необходимых навыков
Вас могут попросить описать рабочие моменты, в которых вы проявляли те или иные качества, или предложить конкретную ситуацию для того, чтобы понять, как вы будете действовать. Заранее уточните у вашего консультанта, нужно ли иметь с собой физические подтверждения ваших проектов – принести портфолио, составить презентацию или решить кейс.
Ваше соответствие ценностям работодателя
Значительная часть второго интервью может быть посвящена определению того, разделяете ли вы ценности компании. Вас могут пригласить пройтись по офису и представить потенциальным коллегам или предложить рассказать о своих увлечениях.
А чтобы понять, подходит ли компания вам, подготовьте свои вопросы о ее ценностях, команде, ДНК и корпоративной культуре. Спросите, какие качества в команде и сотрудниках ценят ваши собеседники и почему им самим нравится здесь работать.
Выявление сомнений и работа над возможными опасениями
Работодатель может использовать второе интервью для того, чтобы развеять некоторые сомнения на ваш счет, которые могли остаться у него после первого собеседования. А как вам определить, в чем эта неуверенность может заключаться? Вспомните, задавали ли вам повторяющиеся вопросы, которые имели одинаковый смысл, но были по-разному сформулированы. Такие вопросы могут быть показателем того, что работодатель в чем-то неуверен и пытается таким образом разрешить свои колебания.
Финансовые ожидания и сроки, в которые вы можете выйти на новую работу
Часто на втором интервью работодатель обсуждает ваши финансовые ожидания и сроки, в которые вы можете приступить к новым обязанностям. К этому обсуждению вам тоже следует заранее подготовиться, так как от вас потребуется обоснование финансовых ожиданий, и звучать нужно будет уверенно и убедительно.
Следующие шаги
По завершении встречи работодатель обозначит ваши и его следующие шаги. Если этого не произошло, попросите собеседника закрепить договоренности. Еще раз проговорите, что для вас важна и интересна эта возможность, и почему.
Иногда, но не всегда, компании проводят собеседования с генеральным директором.
Немного об очевидном
Чтобы достойно пройти собеседование, нужно изучать не только лайфхаки, но и ошибки, которые часто допускают кандидаты. Еще раз напомним, что не следует делать:
- Приходить на собеседование в джинсах и кроссовках, если, конечно, вы заранее не обговорите такой стиль с интервьюером
- Отклоняться от темы или говорить ни о чем
- Прийти на собеседование, ничего не узнав о компании
- Негативно отзываться о предыдущем работодателе
- Не задавать вопросы во время собеседований, не интересоваться позицией, командой или компанией
Чек-лист подготовки ко второму собеседованию
Чтобы структурировать всю информацию этого блока, мы создали для вас чек-лист — скачивайте его по ссылке ниже.
В следующем письме обсудим все, что касается офферов: как правильно выбрать из нескольких предложений о работе и стоит ли принимать контроффер.
Детальная инструкция по подготовке к собеседованиям
Хотите подготовиться
с карьерным экспертом
к собеседованию?
Вы можете воспользоваться нашей услугой «Карьерного консультирования».
- Вы узнаете, где и как эффективно искать новую работу;
- Узнаете, сколько получают специалисты с вашим опытом и навыками;
- Получите практические инструменты по определению списка потенциальных работодателей;
- Получите рекомендации по прохождению интервью;
- Проведете репетицию интервью с профильным консультантом;
- Получите обратную связь эксперта по резюме
