Как определить и поставить карьерную цель?

Поиск работыРазвитие карьеры

Сегодня мы поговорим о самом первом шаге к осознанной карьере – о том, как понять, что вы хотите в карьерном плане и как грамотно сформулировать ваше желание в карьерную цель. Читайте конспект, выполняйте предложенные задания, в конце — ссылка на чек-лист.
Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn
Facebook

Оглавление

Кто я есть?

Прежде чем ставить карьерные цели, стоит понять, кто вы сейчас. Это включает как осознание того, что вы уже делаете, что у вас получается, и какие ваши слабые стороны, и, конечно же, ваши желания и амбиции.

Если вы не знаете, как понять, что у вас хорошо получается (или будет получаться), то здесь можно начать со стандартных способов выявления призвания — тест по профессиональной ориентации, беседы с психологами и с представителями профессии. Это стоит сделать, но уже вне рамок марафона, а сейчас можно выполнить небольшое задание, которое поможет лучше понять, куда вы можете двигаться дальше.

Упражнение 1

Возьмите бумагу и ручку и отвечайте на вопросы:

1) Кто я такой с позиции удовольствия.

Я – это то, что меня впечатляет (что вас впечатляет, что вам небезразлично, что вы делаете в свободное время, от чего кайфуете). Чем больше, тем лучше.

2) Кто я такой с позиции своих сильных сторон.

Я – это то, что у меня получается легче всего (что у вас получается проще всего).

3) Кто я такой с позиции внутреннего ресурса.

Я – это то, на что я способен, когда уже нет больше сил (какую вещь вы можете сделать в таком состоянии).

4) Кто я такой с позиции рода.

Я – это то, чем занимались мои предки (чем занимались ваши родители, бабушки и дедушки, чем славились).

5) Кто я такой с позиции мечты.

Я – это то, о чем я мечтаю (вспомните самые любимые годы своей жизни, о чем вы мечтаете через 10 -15 лет. Здесь максимальная энергия).

А теперь ответьте на эти вопросы:

Что меня мотивирует?

Что меня цепляет и заставляет действовать?

В результате упражнения у вас могут возникнуть какие-то идеи того, куда вы можете двигаться дальше в профессиональном плане. Или же лучшее понимание того, кто вы такой, что вам нравится и что вас мотивирует. При построении карьеры такое понимание себя и своей природы поможет выбирать наиболее экологичный и лучший для вас путь.

Тип вашей мотивации

А теперь давайте поговорим о разных типах мотивации. Какой у вас?

Возможные типы мотивации:

1) Причастность (нравится быть сопричастными с чем-то большим)

2) Достигаторство (нравится бороться и побеждать)

3) Управленчество (хотите влиять или менять что-то своими или чужими руками).

На самом деле, мы можем руководствоваться всеми видами мотивации, но в зависимости от человека, доля влияния каждого типа будет различной.

Что это дает?

Понимание своего вида мотивации может подсказать вам не только, какой тип работы будет приносить вам удовольствие, но и тип позиции – есть ли у вас стремление быть руководителем или же вам нравится брать новые рубежи своими силами.

Что я хочу?

Самоанализ

Существует Модель Равновесия , которая наглядно показывает, как выглядит идеальное соответствие желаний и потребностей работодателя и профессионала. Чтобы случилось соответствие, нужно предложить работодателю то, что хочет он и наоборот – компания должна сделать вам подходящее предложение, чтобы вы согласились на работу.

Давайте разберем два основных вектора кандидата – «Я хочу» и «Я предлагаю».

Что я хочу — упражнение

Переход на другую работу — это время для размышления. Всегда легко рассуждать о прошлых этапах своей карьеры: что нам нравилось и что нет, когда мы были довольны работой больше всего, когда мы держали ситуацию под контролем и т.п.

Подумайте о вашей карьере как об отдельных главах (этапах) – это может быть определенное место работы (компания и должность) или целый этап вашей карьеры. Озаглавьте каждую главу вашей карьеры, например: «Первая работа в розничной торговле».

Затем задайте сами себе вопросы и подумайте о следующем:

  • Когда вы были наиболее удовлетворены своей работой? Почему?
  • Когда вы были наименее удовлетворены своей работой? Почему?
  • Что вы можете предпринять, чтобы ваша работа в будущем приносила вам наибольшую удовлетворенность?
  • Какие навыки вы использовали в период, когда ваша работа нравилась вам больше всего?

Что я предлагаю?

Ваши навыки и компетенции

Многие навыки и компетенции являются универсальными и могут применяться на разных местах работы (должностях и индустриях). Вам необходимо научиться идентифицировать и продавать их потенциальным работодателям.

Как идентифицировать свои ключевые навыки и умения?

Самый простой способ – составить список всех задач, которые вы выполняете, расположив их на одной половине листа, а на другой – перечислить все навыки и умения, которые вы используете для их выполнения. Кроме того, одним из способов также является анализ своих достижений.

Достижение — это ваша деятельность в рамках проекта, ситуации, решения проблемы, которая принесла вам чувство удовлетворения, радости, победы, успеха. Она может быть делового или личного характера, и вы можете считать, что «это всего лишь моя работа». Главное, что это сделали именно вы.


Как описать достижения – модель CAR:

С — Вызов (Challenge)/Проблема:

Расскажите о ситуации или проблеме

A — Действия (Actions)/Шаги:

Расскажите о том, что вы предприняли для ее решения

R — Результаты (Results)/Польза:

Опишите результаты


А теперь подробнее:

Опишите Ситуацию или Проблему (Вызов/С)

Подчеркните проблематику и сложность ситуации (почему именно эту ситуацию мы описываем как «достижение»).

Например, так:

  • «Сотрудники в команде были деморализованы, производительность их работы падала».

Обрисуйте свои Действия (A)

Опишите, как именно вы решали проблему, разбив все действия на отдельные этапы. Используйте «активные» слова, например: «разработал», «сэкономил», «снизил». Помните, что мы часто упускаем такие этапы, как «сбор информации, анализ, планирование».

ЭТАП 1

Собрал команду на совещание. Инициировал обсуждение с вновь назначенным руководителем команды, чтобы составить четкое представление о проблемах и идеях сотрудников.

– Это свидетельствует о вашей открытости, готовности сотрудничать, способности оценить вклад других, умении слушать и т.д.

ЭТАП 2

Встретился с руководителем команды, обсудил основные проблемы и его предложения по улучшению ситуации. Предложил ему составить план действий. В течение трех последующих встреч инструктировал его по следующим вопросам: (а) уточнение стратегии в отношении процесса и целей; (b) информирование о задачах всей организационной структуры; (с) повышение морального духа.

– Это свидетельствует о вашем умении делегировать полномочия, навыках лидера и коуча.

ЭТАП 3

Продолжал проводить регулярные совещания с руководителем команды для обсуждения работы коллектива и коучинга, касающегося построения успешной команды.

– Это подтверждает вашу непрерывную вовлеченность в процесс развития команды.

Опишите Результаты (R) и полученную пользу

Опишите результат с разных сторон: что получила компания, и как это повлияло на бизнес; что получила команда, а что получили вы лично.

  • «Новый процесс рассмотрения жалоб обеспечил сокращение времени ожидания до 5 рабочих дней и был принят во всей организации в качестве измеримой цели»,
  • «Изучение рабочей атмосферы в команде привело к усилению мотивации/морального духа команды».

А теперь – определите свои основные компетенции на основе анализа этого достижения!

Мы знаем, что описание своих достижений может быть непростой задачей, но это не время для скромности.

Я определил, что я хочу и что я предлагаю. Что дальше?

Ставим цель

После того, как вы поняли, кто вы, какие у вас сильные стороны и что вы хотите, самое время обдумать цель.

Вы можете воспользоваться моделью GROW — она помогает конкретизировать свои желания и осознаннее понимать, куда и зачем вы двигаетесь. Ссылка на эту модель ниже.

 

Поделиться
Telegram
Вконтакте
WhatsApp
LinkedIn
Facebook

еще из блога

обратная связь

Задайте вопросы, оставьте отзыв или выскажите предложения
Я отношусь к категории
Я хочу

спасибо

Ваше сообщение уже летит менеджменту компании Get experts

поговорим?

Мы с благодарностью относимся к вашим фидбэкам – они помогают нам становиться лучше.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем cookie согласно политике.