Мотивация деньгами и не только
Несмотря на нестабильную ситуацию на рынке и перестройку логистических цепочек, работодателям удалось сохранить своевременную выплату зарплат и другие финансовые бонусы. Так, выяснилось, что почти 70% профессионалов удовлетворены или в целом удовлетворены материальной мотивацией в компаниях, стало известно в ходе исследования, проведенного Get experts в сентябре 2023 года.
Наиболее важным фактором в блоке материальной мотивации для профессионалов стало получение «белой» заработной платы. Второе место заняла ежегодная индексация, значимость которой для сотрудников за последние пять лет выросла: в 2023 за это проголосовали 65% опрошенных, а в 2018 году лишь 40%. На третьем месте по значимости для респондентов оказался пункт «Наличие бонусной схемы, зависящей от показателей» — за него проголосовала половина работников, принявших участие в опросе.
При этом женщины реже (1%), чем мужчины (4%) готовы работать без материальной мотивации. Для них важнее получать белую заработную плату и иметь соцпакет. Мужчины же более спокойно относятся к зарплатам в конверте, но им важнее ежегодный рост дохода и возможность развития в рамках компаниям.
Более трети респондентов (33%) заявили о том, что они не удовлетворены своей материальной компенсацией. Чаще всего им не хватает ежегодной индексации и прозрачной бонусной системы.
Современный соцпакет
В соцпакете профессионалы прежде всего хотят видеть медицинское страхование и расширенную медстраховку, доплату по больничным листам, компенсацию спорта, питания и дополнительного образования. Однако в зависимости от уровня занимаемой должности, приоритеты у сотрудников компании несколько меняются. Например, доплата по больничным критичнее всего для специалистов. Для руководителей приоритетнее компенсации дополнительного образования, а для директоров – предоставление автомобиля и индивидуальные вознаграждения.
«В 2023 году в соцпакете появилась расширенная медицинская страховка. Скорее всего, запрос на расширение медстраховки связан с тем, что некоторые компании сократили объем услуг. У страховых появилась франшиза, которую теперь должен покрывать сотрудник», —
пояснила директор практик, партнер рекрутинговой компании Get experts Анна Михеева.
Женщины чаще отдают приоритет компенсации затрат на фитнес, возможности страхования жизни и оплате мобильной связи. Мужчинам важнее предоставление автомобиля и жилья для иногородних, специальные индивидуальные вознаграждения и негосударственная пенсия.
Если придется сократить соцпакет, то легче всего сотрудникам будет отказаться от детских новогодних подарков и билетов на елки, признались респонденты. Более 20% опрошенных не расстроятся, если компания перестанет предоставлять скидки сотрудникам на свои продукты и услуги. Почти столько же работников сообщили о необязательности включения в соцпакет оплаты путевок в санатории, дома отдыха.
«Текущая геополитическая ситуация сказалась на работе многих предприятий. Компании, чтобы оптимизировать расходы, пересматривали свои соцпакеты, выбирали более скромные варианты медицинских страховок, и отказывались от наименее востребованных составляющих. Наличие соцпакета особенно важно тем, кто к нему уже привык, поэтому его оптимизация не могла оставить сотрудников равнодушными. Стоит отметить, работодателям все же удалось в 2023 году сохранить основной набор релевантных для сотрудников и кандидатов опций соцпакета, и планов существенно его сокращать в 2024 году нет», —
считает директор по маркетингу, партнер рекрутинговой компании Get experts Анна Спирина.
Взгляд работодателей на материальную мотивацию
Почти половина работодателей (47% опрошенных) в 2023 году приняли решение увеличить бюджеты на мотивационные программы. Средства направляли на своевременную выплату зарплат и соцпакеты, куда чаще всего включали медстраховки, оплату мобильной связи и страхование жизни. При этом 26% компаний сократили бюджеты либо только на материальную мотивацию сотрудников, либо также и на нематериальную мотивацию.
Компании делают упор в целом на сохранении официальных выплат сотрудникам, в то время как сотрудники хотели бы также видеть ежегодную индексацию зарплат.
Работодатели, как и сотрудники, считают наиболее важной медицинскую страховку и включают ее в социальные пакеты. Более половины компаний также оплачивают мобильную связь, а 40% помимо медстраховки предоставляют возможность застраховать жизнь. Наименьшей популярностью пользуются оплата обучения детей и корпоративный детский сад. О том, какие планы у работодателей на выплату зарплат в 2024 году, мы писали тут.
Более подробно ознакомиться с исследованием «Мотивация профессионалов» вы можете тут.
В этом году информация о зарплатах стала интерактивной и доступна по ссылке ниже.